Старый железнодорожный вокзал Владимира: богатая история и грустный конец. Фоторепортаж
© Железнодорожный вокзал. Начало XX века. Архив ВСМЗ
Вокзал – это ворота города, место первого впечатления, встреч и расставаний, романтических свиданий, а порой, и отправной точкой новой жизни. В рамках краеведческого проекта «Назад в прошлое: Владимир на фотографиях» сегодня речь пойдет об одном из первых железнодорожных вокзалов России – владимирском, а также его окрестностях, над которыми царила в 1776 году Мироносицкая церковь, снесенная в 1929 году.
По некоторым данным, в 1858 году во Владимире останавливались император Александр II (годы правления 1855-1881 год) и его семья. Они посетили Мироносицкую церковь, близ железнодорожной станции, и простояли Божественную литургию.
Железнодорожный вокзал. Конец XIX в. (до 1896 г.) Автор Мелехов Яков Яковлевич. Архив ВСМЗ.
Строительство здания вокзала началось в 1860 году, спустя меньше года приехал первый поезд из Москвы, который привез владимирцам официальное известие об отмене крепостного права. Регулярное движение поездов было установлено 14 июня 1861 года. Интересный факт: на вокзале было запрещено носить головные уборы.
На старых снимках видна привокзальная площадь, огороженная и обсаженная деревьями, как парк или сквер. Со стороны вокзала город открывается в особенном своем ракурсе: мощный холм с Рождественским монастырем, внизу в сторонке стройные верхи Мироносицкой церкви, а в отдалении Богородицкая церковь с ее пятисвещником глав.
В 1878 году были уложены вторые пути на участке Москва - Владимир, а в 1892 году - до Нижнего Новгорода. В конце 1900 года от станции Владимир были отправлены первые поезда по Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороге, в 1920-х годах участок Владимир - Тумская был перешит на широкую колею.
Со строительством вокзала жизнь во Владимире будто ожила. Известно, что в 1893 году во Владимир приезжал сам российский революционер Владимир Ильич Ленин. Он желал встретиться с марксистом Федосеевым, но встреча так и не состоялась. Перед отъездом Ленин зашел в вокзальный буфет, где выпил чая. Но некоторые утверждают, что приезда Владимира Ильича в город никогда не было. Да и сам революционер не говорил о приезде во Владимир.
16 мая 1913 года во Владимире останавливалась царская семья, когда совершала свою парадную поездку по России, приуроченную к 300-летию Дома Романовых.
Государь Император изъявляет Свою Высочайшую благодарность Владимирскому Городскому Голове Сомову за приветствие. 1913 год. Источник: pravoslavnye.ru
Вокзальная площадь. 1958 год. Архив ВСМЗ.
Открытие электрифицированного участка Петушки-Владимир. 1 октября 1959 год. Архив ВСМЗ.
К январю 1962 года завершили электрофикацию дороги. Примерно в это время во Владимир пришел первый электровоз; 30 мая 1971 года со станции Владимир впервые была отправлена электричка в Москву.
Вид от железнодорожного вокзала на соборы. Афиша "зазывает" посетить владимирский музей. 1960-е годы. Автор Владимир Истаров.
Вокзал, который получил архитектурную ценность (его признали памятником и поставили на госохрану), снесли в 1970-х годах. Его сносили с помощью взрыва, а окна, в соседних от вокзала домах, были заклеены полосками бумаги, будто в военные времена, чтобы не выбило стекла. В 1975 году построено новое, ныне действующее, здание железнодорожного вокзала на новом месте – он стал вместительнее и просторнее.
Строительство нового вокзала. 1975 год. Источник: www.kraeved33.ru Статья В.А. Антонова.
После сноса старого вокзала его площадь некоторое время пустовала, а в августе 1983 года на этом месте была установлена стела в память о приезде во Владимир В.И. Ленина. Она существует до сих пор.
Источник: www.skyscrapercity.com
В 1991 году было построено новое здание автовокзала, напротив железнодорожного.
Старое здание автовокзала. 1970-е годы. Автор Привезенцев Владимир. Архив ВСМЗ.
Источник: vladimir.kp.ru
Вокзальная площадь. 1999 год. Источник: photo.tramvaj.ru
В 1999 году открылось движение электропоезда-экспресса повышенной комфортности Владимир - Москва, время в пути между двумя городами сократилось до 2,5 часа. Рядом со стелой в память о приезде Ленина, в этом же году, был установлен паровоз-памятник серии Л, работавший на Горьковской железной дороге до 1970-х годов. А в 2002 году рядом с паровозом Л-0801 был поставлен крытый грузовой вагон узкой колеи, который был ранее на участках Тумская-Рязань-Пристань и Тумская-Голованова Дача. Памятники символизируют трудовую славу локомотивных и вагонных депо станций Владимир и Тумская.
Источник: vladimirgid.ru
В честь 120-летия Транссибирской магистрали и за 1000 дней до открытия Олимпийских игр в Сочи на Вокзальной площади 14 мая 2011 года была торжественно заложена аллея «120 лет Транссибу».
Источник: tophotels.ru
В конце 2017 года владимирский железнодорожный вокзал стал победителем в дорожном соревновании ГЖД по итогам третьего квартала. На Горьковской железной дороге владимирский вокзал - один из самых крупных. Его площадь составляет 10,5 тысяч кв. метров. Каждый день вокзал принимает и провожает более трех тысяч человек.
Источник: ждвокзалы.рф
Источник: photo.qip.ru
Источник: visual.rzd.ru
Источник:rozamira.ucoz.ru