В сравнении с регионами ЦФО дефицитный бюджет Владимирской области не попал в группу «проедания бюджета»

Бюджеты регионов ЦФО - лидеры и аутсайдеры

icon 21/05/2024
icon 14:00
Главная новость
В сравнении с регионами ЦФО дефицитный бюджет Владимирской области не попал в группу «проедания бюджета»

© Freepik Company

Freepik Company

Практически все регионы отчитались об исполнении бюджета в 2023 году. "Владимирские новости" проанализировали итоги регионов за прошедший год. Чьи бюджеты наиболее крупные и каковы различи между доходами и расходами регионов ЦФО?

Самые высокие доходы среди регионов ЦФО у Воронежской области - 226,2 млрд рублей. Из утвержденных расходов в сумме 257,8 исполнено только 223,7 млрд рублей. 

Как сообщали "Воронежские Новости" собственные доходы бюджета увеличились на 12,9 млрд, исходя из фактического поступления в казну. В основном это произошло из-за перечислений налогов на прибыль организаций - 7,9 млрд рублей и на доходы физлиц - 3,2 млрд. 

На втором месте - Тульская область. Доходы консолидированного бюджета региона составили 153,3 млрд. Расходы - 153,4 млрд из утвержденных 159,7 млрд рублей. 

Как сообщили "Тульские Новости" со ссылкой на отчет председателя областного правительства Вячеслава Федорищева, по итогам 2022 года область вышла на первое место в ЦФО по росту ВРП (4,1 процента), что выше среднероссийского уровня ВВП. Кроме того, объем ВРП региона впервые преодолел планку в 1 триллион рублей. По прогнозам, за 2023 год он также составит не менее 4 процентов.

Федорищев также отметил, что поступление большого объема инвестиций позволяет наращивать бюджет развития, развивать инфраструктуру. Например, для граждан строить дороги, мосты, новые школы, модернизировать коммунальную инфраструктуру, для привлечения туристов развивать маршруты, открывать гостиницы, создавать новые современные точки притяжения, а для инвесторов расширять производственные площадки.

Тройку лидеров по доходам занимает Липецкая область, где по итогам года доходы составили 136,1 млрд. Расходы составили 127,6 млрд из запланированных 140,5 млрд рублей.

Бюджет составлен на основе 21 государственной программы Липецкой области. Расходы на их реализацию составят почти 91,4 млрд рублей или 96% от общего числа расходов областного бюджета. На развитие образования в 2023 году было предусмотрено более 20 млрд рублей, 470 млн - на строительство новых школ. На здравоохранение было выделено 11,4 млрд рублей: средства на строительство и оснащение хирургического корпуса областной детской больницы, на строительство стационарно-поликлинического корпуса. Об этом сообщали наши коллеги из "Новостей Липецка". 

В середнячках, будто по заказу - Владимирская область. Доходы нашего региона составили 125,9 млрд рублей. Однако расходы оказались неисполненными - исполнено 123,3 млрд из запланированных 131,1 млрд. 

Бюджет сохранил свою социальную направленность: более 64 процентов всех расходов приходилось на социальную сферу. Губернатор подчеркнул, что в этих вопросах ждёт активных действий и от глав органов местного самоуправления. В сфере налоговой и бюджетной политики он поставил задачу наращивать качество администрирования, финансового планирования и объёмы цифровизации отраслей.

Замыкает пятерку самых доходных областей Курская область, где доходы составили 122,9 млрд. Расходы также не превышены - 131,7 млрд из запланированных 141,5 млрд. 

В Рязанской области доходы консолидированного бюджета составили 115,6 млрд, регион оказался на 6 месте рейтинга. Расходы не превышены - 116,7 млрд из запланированных 121,4 млрд. 

На заседании регионального правительства губернатор области Павел Малков заявил о напряжении в бюджете, сообщили наши коллеги из "Рязанских Новостей". 

"Надо сказать, что бюджет сейчас напряженный, все это прекрасно знают, поэтому нужно плотно работать с федеральными ведомствами и использовать абсолютно все возможности", - добавил Малков. 

Доходы консолидированного бюджета Брянской области составили 114,3 млрд. Однако утвержденные расходы не были исполнены - из 121,2 млн исполнено лишь 110,4 млн. 

"Брянские Новости" сообщали, что почти 74 млн рублей было выделено на мероприятия по переселению из аварийного жилья, а 91 млн рублей направили на строительство дороги по улице Ильи Иванова в Советском районе Брянска. Кроме того, 52 млн рублей потрачены на возведение Дворца зимних видов спорта в Фокинском районе. Одна из самых крупных сумм - 283 млн рублей - выделена на строительство детского сада на Флотской улице, а также школы в районе старого аэропорта и пристройки к школе 13. Также будет выделено финансирование на модернизацию и строительство канализационных и водопроводных сетей.

В Калужской области доходы составили 113 млрд, а расходы - практически 112 млрд из запланированных 115,2 млрд. 

"В целом областной бюджет направлен на повышение уровня жизни населения Калужской области. Прежде всего, это расходы, связанные с достижением целевых показателей региональных проектов, которые являются региональными составляющими национальных проектов", - пояснили "Калужским Новостям" в правительстве области.

Кроме того, губернатор Владислав Шапша отметил, что уровень выполнения планов по реализации национальных проектов по результатам прошедшего года почти достиг 100%. Данная работа будет продолжена и в наступившем году.

В Ивановской области доходы составили 81,3 млрд рублей. Расходы составили 79,1 млрд из запланированных 83,6 млрд. 

В федеральный бюджет поступило из Ивановской области более 22 млрд рублей, рост составил 39%. В консолидированный бюджет Ивановской области было направлено 41,6 млрд рублей, или на 17% больше, чем в 2022 году. Дополнительные поступления составили 3,6 млрд рублей. Налог на прибыль и НДС стали основными факторами роста, превысив уровень предыдущего года на 47,8% и 37,5% соответственно, сообщили в пресс-службе правительства Ивановской области, сообщают наши коллеги из "Ивановских Новостей". 

На последнем месте по доходности - Орловская область доходы бюджета составили 65,5 млрд. Расходы региона - 67,9 из запланированных 72 млрд. 

Наши коллеги из "Орловских Новостей" сообщили, что консолидированный бюджет Орловской области по итогам 2023 года по-прежнему остается самым маленьким относительно соседних регионов, а также посмотрели на бюджеты Курской, Брянской, Калужской, Липецкой и Тульской областей и сравнили их с объемом казны нашего региона. 

 Однако приведенные данные составлены на основе консолидированных бюджетов регионов. Несмотря на это, как заверил Григорий Трунин, большинство бюджетов регионов - в дефиците. 

"Среди плановых доходов бюджета на 2024 год Владимирская область занимает 49 место среди всех регионов с показателем 118 млрд. рублей. Первые и последние субъекты РФ представлены ниже без учета г. Москвы и Санкт-Петербурга", - поясняет эксперт. 

Традиционно, Владимирская область находится в середине списка регионов, но имеет существенный разрыв по сравнению с лидерами в 4-5 раз, а близость к Московской области делает этот разрыв конкурентным в 12 раз.

"Большая часть субъектов РФ сформировала дефицитные бюджеты, в том числе и Владимирская область, которая также находится в середине списка по степени дефицита бюджета. Дефицит бюджета Владимирской области составляет 19,2 млрд. рублей. Профицитные значения имеют только два региона: Карачаево-Черкесская Республика и Костромская области. В целом это предполагает дальнейшую оптимизацию бюджета и усиления налоговой политики в части уплаты налогов и соответствующих платежей", - рассказал экономист. 

28 субъектов закончили год с профицитом бюджета. У 61 региона – с учетом новых – расходы превысили доходы. Совокупные собственные доходы российских регионов без учета новых ДНР, ЛНР, Херсонской, Запорожской областей выросли на 9,5% до 19,25 трлн руб., расходы – на 11% до 19,51 трлн руб.

"Среди всех регионов по уровню расчетной бюджетной обеспеченности Владимирская область находится на 44 месте среди всех регионов (от худшего к лучшему) с коэффициентов 0,835, т.е. бюджет сверстан таким образом, что на 83,5% может быть обеспечен за счет налогового потенциала", - рассказал Григорий Трунин.

По мнению политолога Дмитрия Нечаева, с одной стороны бюджет - это серьёзные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены не только на его "проедание", но и на развитие, а с другой - есть определённая линия глав регионов, которая направлена на то, чтобы усилить объём собранных налогов в бюджете.

"Нужно обратить внимание, что в ЦФО очень мало регионов, которые являются донорами Федерального бюджета, то есть находящиеся на самообеспечении. Большинство регионов центральной России являются дотационными, то есть реципиентами. В этом отношении очень важно понимать, что бюджет - это определённый показатель умения глав регионов создавать новые производства, чтобы увеличивать налогооблагаемую базу и соответствующим образом повышать процент, который собирается в регионе. С этой точки зрения я бы разделил все субъекты Российской Федерации, которые находятся в ЦФО, кроме Москвы, на 3 группы", - пояснил политолог.

Первая группа регионов в классификации политолога - "группа бережливых регионов" - руководство которых стремится по максимуму собрать налоги в своём регионе, по возможности их увеличить и достаточно грамотно распоряжаться этим ресурсом. 

"Для некоторых регионов характерно не столько делать акцент на рутинную процессную деятельность сколько на проектную деятельность. Сюда я вношу Московскую область, Калужскую область, Тульскую область, Белгородскую область, Воронежскую область, и ещё 1 регион, который я сейчас бы тоже внёс туда, это, как ни странно, Ивановская область, хотя регион находится на предпоследних местах с точки зрения развития. Но нынешний губернатор Воскресенский все-таки внимательно следит за расходованием бюджета", - пояснил эксперт. 

Вторая группа - "регионы-середняки". Тут стараются нарастить налоговые поступления, но при этом пока ещё недостаточно эффективно расходуют бюджет и не до конца понимают важность бережливого управления.

"Сюда бы я отнёс такие регионы, как: Липецкая область, Курская область, Орловская область, Рязанская область, Владимирская область, Ярославская область и Тверская область. Эта группа регионов-середняков и с точки зрения накопления бюджета и включения своей доли, и с точки зрения расходования. Мне думается, что большинство регионов, которые я включаю в эту группу, будут стремиться иметь цель делать так, как это делают регионы-лидеры. При этом я не скрою, что они пытаются создавать новые производства, и в особенности через институты развития - это особые экономические зоны, которые появились у большинства регионов, ТОСЭРы (прим. территории опережающего социально-экономического развития — экономические зоны со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями), различные индустриальные и промышленные парки. Если ТОСЭРы и ОЗ - это институт развития федерального уровня, то индустриальные промышленные парки -  это региональные институты развития".

Последняя, третья группа - это "регионы проедания бюджета", которые не стараются наполнить бюджет своими налогами, у которых очень высокая доля аграрной архаики и которые концентрируются не на проектной деятельности, а на текущей процессной деятельности. 

"Это такие регионы, как: Тамбовская область, самая проблемная на сегодняшний день - Смоленская область, потому что тяжёлое наследие оказалось, Костромская область и Брянская область. Это группа регионов, которая имеет небольшой бюджет и не особенно старается, чтобы он был большим. Я, например, помню, что у Костромской области на протяжении как минимум последних 10 лет бюджет практически не повышался. В 2015-2017 годах бюджет составлял всего лишь 26 миллиардов рублей, и я даже как-то приводил пример, что некоторые городские округа Белгородской области, такие как Старооскольский и Губкинский в тот период имели почти сопоставимый бюджет с Костромской областью. Но это же ведь это же субъект Федерации, а это - городские округа. В данном случае мне думается, что с тех пор в Костромской области бюджет не очень сильно увеличен, хотя Федеральный центр старается активно помогать регионам. И серьёзной бюджетной проблемой в регионах, руководство которых не очень стремится работать - они стараются максимум паразитировать на федеральных дотациях".

А для "паразитирования" есть все условия - и национальные проекты, и государственные программы. 

"Регион может получать государственные инвестиции через нацпроекты, их было 13, а сейчас они ещё увеличились еще на 5, то есть их будет достаточно много. Ну и, разумеется, различные госпрограммы, например, программа "комплексное развитие сельских территорий" или "развитие сельского хозяйства". Ну и, конечно же, сейчас есть регионы, которые, когда у них не хватает денег, стараются брать кредиты не столько в банках, сколько у Федерального центра. И потом Федеральный центр эти кредиты некоторым регионам, самым проблемным, списывает. Поэтому, поэтому вот это паразитирование, безусловно, присутствует".