«Если закон один раз подмять...»: последнее слово обвиняемого в суде по делу о клевете

Обвиняемый по делу о клевете выступил с последним словом во Владимире

icon 22/06/2024
icon 18:00

© Юрий Борисов

Юрий Борисов

21 июня состоялось очередное заседание по делу Юрия Борисова, бывшего секретаря Совета Народных Депутатов города Владимира. Стороны выступили в прениях и суд вынес вердикт по делу. 

Бывший пресс-секретарь регионального отделения партии "Единая Россия" и Совета народных депутатов Владимира Юрий Борисов обвиняется в клевете, содержащейся в телеграм-каналах "Владимирский тракт" и "Владимир Владимирович".

Борисову инкриминировали два случая распространения ложной информации, которая, по утверждению пострадавших, порочит их честь, достоинство и деловую репутацию. В частности, телеграм-канал "Владимир Владимирович" неоднократно публиковал критические статьи о работе губернатора Владимирской области Александра Авдеева, сенатора Владимира Киселёва, мэра Владимира Дмитрия Наумова и других должностных лиц.

Пострадавшими по делу признаны первый заместитель губернатора Владимирской области по внутренней политике Дмитрий Лызлов и директор ГБУ ВО "Агентство по сохранению и использованию объектов недвижимости Владимирской области" Анна Знатнова.

В ходе судебного процесса были допрошены пострадавший Лызлов, свидетель Гулина, а также исследованы письменные и вещественные доказательства. Свидетель Авершин и эксперт Артамонова выступили в суде. Лидер регионального отделения партии "Родина" Магамед Ахматов признал авторство одного из текстов. 

Юрий Борисов представил ходатайство о признании недействительными доказательствами экспертизы и заключения экспертов, показания свидетеля Авчершина, протокол осмотра предметов и переписку с абонентом Александров в мессенджере Signal. Также в зал суда был приглашен свидетель Евгений Рыкин, доцент кафедры русского языка Владимирского государственного университета. Как пояснила сторона обвинения, свидетель приглашен в качестве эксперта для того, чтобы внести ясность в понятие "редактирования" текстов.

Государственный обвинитель потребовал приговорить Борисова к штрафу в размере 350 тысяч рублей по каждому эпизоду (в отношении Дмитрия Лызлова и Анны Знатновой), указанному в материалах уголовного дела. Однако, учитывая частичное сложение наказаний, окончательный размер штрафа составил 500 тысяч рублей. Кроме того, прокурор запросил конфисковать в доход государства смартфон iPhone RX, изъятый у Борисова во время обыска.

21 июня сторона защиты выступила в прениях. Речь начал сам подсудимый. Он объяснил, что собранных следствием доказательств недостаточно для того, чтобы осудить его. 

"В этом деле нет ни одного доказательства моей вины, ни по одному эпизоду, ни одного доказательства того, что именно я совершил оба общественно опасных деяния, содержащих признаки преступления. Уважаемый суд на лицо привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Все указанные мной и моим защитником обстоятельства также подлежат оценке судом, требуют реагирования со стороны суда, принятия необходимых процессуальных решений в целях укрепления законности и предупреждения нарушений и преступлений", - пояснил фигурант. 

Подсудимый пояснил, что следствие и обвинение не установили и не указали в обвинительном заключении обстоятельства, составляющие объективную сторону преступления.

"Непонятно, что я делал совместно с Александровым. Структура обвинительного заключения изложена таким образом, что мне до сих пор это непонятно", - сказал Юрий. 

Ранее сторона защиты неоднократно ходатайствовала о признании доказательств недействительными. 

"Я давал объективные показания, заявлял в соответствующих ходатайствах о том, что ни одно из вменённых мне преступных действий по обоим эпизодам я не совершал. В моих действиях нет состава преступления, в судебном заседании не установлены, не представлены такие доказательства в материалах дела, которые бы очевидно и объективно свидетельствовали, что я совершил какое-либо преступное деяние", - подчеркнул Юрий Борисов. 

Как в дальнейшем пояснил подсудимый, он не вступал в сговор, тем более заранее, у него не возникал преступный умысел, он не изготавливал и не размещал текстов в указанных телеграм-каналах и доказательств этому также не имеется. 

"Таким образом, в судебном заседании гособвинением не опровергнут ни один довод защиты, суду не представлены безусловные доказательства моей виновности. Я также не знал, был ли он опубликован или нет, я не был осведомлён об источниках, которые были использованы при написании текста. Я обратил внимание на ошибки, сделал это спонтанно и случайно, вследсвтие моей нетерпимости к ним", - продолжил обвиняемый. 

Юрий пояснил, что в ходе обыска на его рабочем месте и месте регистрации были проведены обыск и изъята техника, телефон и ноутбуки, но ни на одном устройстве не было обнаружено доказательств его прчастности к авторству, совместному изготовлению и распространению текстов в отношении потерпевших. 

В связи с отсутствием состава преступления и доказательств вины, Юрий Борисов просил оправдать его. После речи Юрия выступил представитель защиты.

"По моему мнению, данное уголовное дело является примером того, как не должно вестись дознание и предварительное следствие. Из предъявленных Борисову обвинений непонятно, в чем его вина, какие противоправные действия совершил именно Борисов, не установлены и не доказаны обстоятельства, связанные с изготовлением текстов Борисовым, нет доказательств того, что Борисов давал какие-либо указания Александрову или иным лицам к написанию и размещению текстов в отношении потерпевших, не доказана причастность Борисова к администрированию публичных каналов "Владимир Владимирович" и "Владимирский тракт", то есть непонятно, какие именно действия выполнялись и какова роль моего подзащитного", - констатировал адвокат. 

Сторона зашиты также просила оправдания. После выступления в прениях Юрию Борисову предоставили последнее слово. 

"Ваша честь, вы, наверное, смотрели фильм "Место встречи изменить нельзя", где старший лейтенант Владимир Шарапов произнес важные слова: "Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом начать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это не закон будет, а кистень". Знаете, по итогам полутора лет сюрреалистических событий, происходящих со мной, я согласен с Шараповым", - начал подсудимый. 

Он остановился на адресах пилингования, доступные в материалах дела - Березина 2Б и Большая Московская 13. 

"Странно, что следствие не смутили эти адреса, при этом почти каждый владимирец знает, что Березина - телевышка и режимный объект, доступ куда запрещен. А Большая Московская - кинотеатр «Художественный», который не работает уже больше 10 лет, естественно, он на замке. Небольшая деталь, но очень красноречивая, говорящая о качестве следствия", - пояснил Юрий. 

Также обвиняемый сообщил, что ему поступали "намеки" и "сигналы разной степени завуалированности", но выдержать давление ему позволила уверенность в собственной невиновности. 

"Буквально вчера, в 6:55 утра, неожиданно для меня ко мне домой пришел сотрудник военного комиссариата. С повесткой в необходимости сверки данных. Надеюсь, это просто совпадение", - рассказал фигурант дела. 

Завершил свою речь Юрий Борисов словами Екатерины Великой: "лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного" и просил оправдать его. 

Мировой судья Октябрьского района рассмотрел дело против Юрия Борисова, обвиняемого в публикации ложной информации в мессенджере «Телеграм». Борисов Ю.Ю. был приговорен к штрафу в размере 300 тысяч рублей по иску в отношении Дмитрия Лызлова, однако суд оправдал подсудимого по обвинению в клевете в отношении Анны Знатновой из-за отсутствия доказательств его вины. 

Как заявила Анна Знатнова, приговор суда она обжаловать не намерена. Однако сам Юрий Борисов поделился намерениями добиваться своего оправдания до конца.