Сергей Миляев: «На диалоги власть не идет принципиально. Ее жанр - монолог»

icon 27/02/2018
icon 12:30

© Фото с личной странички в соцсети Сергея Миляева

Фото с личной странички в соцсети Сергея Миляева

Владимирский режиссер Сергей Миляев закончил работу над полнометражным фильмом “Бемоль”. 18 апреля в кинотеатре "Руськино" состоится закрытый пресс-показ 2-часового фильма.

О том насколько сложно снимать кино в провинции, как проходила работа над фильмом, о поиске средств на съемки и о политической составляющей кинематографа - пообщался корреспондент ИА «Владимирские новости» с режиссером Сергеем Миляевым.

О чем Ваш полнометражный фильм?

- О том, что все мы живые люди, и наша жизнь почти всегда зависит от того, что происходит в данный момент в стране. Хотим мы того или нет, но даже новости центральных телеканалов могут нам с утра испортить настроение. Не самой по себе информацией, а просто даже подачей. Вот смотришь на ведущего и понимаешь, что он нагло врет. И врет только потому, что ему за это платят большие деньги. Мне выпало жить в разные эпохи нашего многострадального государства, но такого обилия лжи и лицемерия я не помню даже при Брежневе. Вот и об этом наш фильм в том числе. Да мы и не скрываем, что жанр картины – социальная драма. Типичная история маленького человека, у которого однажды сдали нервы.

 

Yb9YF5o3IGo

 

Как проходила работа над фильмом?

- Очень тяжело и долго, даже если посмотреть на календарь. Начали снимать в апреле 2016 года, закончили в декабре 2017. Безбюджетное (или в лучшем для нас случае микробюджетное)  кино – это вообще серьезное испытание не только для бедного и несчастного продюсера, но и для всей съемочной группы. Зато теперь есть во Владимире, о чем поговорить, кроме официоза, обещаний жить лучше и прочей лабуды, не так ли? Простые горожане нас принимали на ура, где бы мы ни снимали наши эпизоды. К сожалению, кинопроизводство для областного центра в 178 км от столицы все еще является экзотикой. А это в корне неправильно. В развитых странах картина совсем другая – даже в небольшом Иране сейчас снимается больше фильмов, чем в огромной России! Это ли не показатель того, куда наша торба с высокого горба прикатилась за последние четверть века? Из ведущей страны мира по киношедеврам и вообще налаженному кинопроизводству, мы откатились в самый конец списка. Очень позорная статистика, как и по многим другим показателям. Но об этом предпочитают не говорить наши официальные СМИ, им нужна нарядная картинка в телевизоре и пафос любой ценой, а не реальное процветание россиянина или рост ВВП.

 

9c_JI6twnbc

 

Какую задачу Вы ставили перед собой, снимая полный метр?

Как автор сценария и режиссер – максимально раскрыть идею и замысел, чтобы не только самовыразиться о наболевшем, но и полнометражное кино получилось не самое муторное и корявое, несмотря на то, что микробюджетное. Как продюсер – обойтись минимальным бюджетом на продакшн и постпродакшн,  и при этом,  чтобы и герои были органичны и современны,  и  город Владимир в кадре был не просто «дежурной» локацией, но конкретным местом и временем действия. Получилось это у нас или нет, пока сам не знаю – слишком много сил и нервов спалили, не до этого пока. Посмотрим, что скажет 18-го апреля после первого пресс-показа в «РусьКино» владимирский зритель, а потом и столичные зрители и кинокритики.

Насколько сложно было собрать команду профессионалов, которая работала над фильмом?

Всегда сложно начинать что-то с нуля, а когда работаешь с проверенными в деле творческими людьми, слово «сложно» уходит только в сторону бюджета и рекламного продвижения фильма. На нашей картине все выкладывались, как могли. И с этой командой лично я готов идти дальше хоть на край света.   

 

8SEHVqYwtw4 (1)

 

Кто герои: как проходил поиск? Были ли кастинги?

Героев вы увидите на экране. Кастинги были, но у нас тут не Москва или Голливуд, чтобы очереди выстраивались на каждый эпизод. Тем не менее, могу теперь утверждать, что во Владимире есть замечательные актеры и актрисы. Другое дело, что кинопроизводство здесь – ну очень большая редкость, почти экзотика. Но это уже вопросы к нашему министру культуры и официальным «киноманам» региона.

Насколько сложно снимать в провинции кино?

Примерно так же, как построить на нашем тракторном заводе космическую ракету. И чтобы она хотя бы оторвалась от земли.

Кто Ваш зритель, какой он, можете составить примерный портрет?

К формату «Киномакса» это вряд ли имеет отношение. Потому что наш зрительский диапазон куда шире – от 15 до 75 лет отроду. Причем, без попкорна.

Как за время работы над фильмом Вы сами трансформировались? Что изменилось внутренне?

Выпали предпоследние зубы, потому что все деньги вкладывал не в лечение и протезы, а в кинопроизводство. И теперь я категорически отказываюсь давать интервью местным телеканалам. Но не по причине вынужденной шепелявости, а исключительно из-за бесполезности наших телекомпаний и их спонсоров. Хотя раньше на «ТВЦ-Владимир» мы и фильмы документальные снимали, и честные программы, и даже юмором баловались. Времена резко поменялись – теперь по ящику одни говорящие головы. И половина этих голов даже не понимает, что и кому говорит.

 

zcvdbRdIre8

 

Исходя из того, что предыдущие годы посвящались «проблемным» сферам общественной жизни – семья, молодежь, литература, кино, экология - можно сделать вывод, что в теории правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа. Если власти сделали вывод о том, что кино, которое снимается в основном в столицах (Москва, Санкт-Петербург) может быть, еще более менее крупных городах - уже на грани, как обстоит дело в маленьких городах? Много ли этой кинематографической жизни в регионах?

По бумагам официальных структур и финансовым отчетам о каком-нибудь «Годе кино» – тут все не только смотрят круглосуточно это самое кино, но и снимают.  А в реальности – жизни этой или нет вовсе, или она есть в таких микроскопических размерах, что аж за державу обидно. В марте я, скорее всего, поеду в Екатеринбург, где собирают круглые столы именно по поводу регионального кино. Не знаю, кто там из Кремля будет и что он там опять наобещает, но в любом случае пообщаюсь с коллегами из разных регионов России.  Тут уже ничего не поделаешь, мы живем не в киношной Европе или Азии, а сами знаете в какой официозной «азиопии». Тут или жирный «госзаказ» исключительно «для своих», или конкретный андеграунд со всеми вытекающими.  Россия всегда готова к прогрессу и творчеству, но власть наша к нему не готова, они даже и слов-то таких не знают: «прогресс» и «региональное кино» …    

Кто помогал с финансированием и помогал ли вообще?

Я уже ответил на этот вопрос выше. Расплачивался зубами и всеми своими текущими заработками лично я и моя семья, плюс несколько  друзей и сочувствующих помогли рублем через сайт «Планета», то есть через краудфандинг.  Но этот метод народной помощи пока в России не очень приживается. Народ у нас с каждым годом все более жадный и прижимистый, не замечали?

 

28336467_336519843534977_3183876502520020933_o

 

Насколько власти сейчас готовы помогать с финансированием и готовы ли вообще? Как строится диалог с властями и готовы ли сами власти на открытый диалог?

На диалоги власть не идет принципиально. Ее жанр – монолог. Особенно, если во власти сидят люди, которым и регион наш и мы сами по барабану. Посидят здесь лет пять, потом поедут куда-нибудь в Сибирь – выполнять задание правительства.

Сейчас прослеживается тенденция определенного госзаказа на создание кинематографической продукции как залога укрепления безопасности и патриотизма, как Вы к этому относитесь?

Как к дорогой рекламе плохого майонеза. Я, конечно, не приветствую, когда мои товарищи по цеху обслуживают любой идеологический заказ, который им подфартило получить в регионе, но в целом это не самый праведный путь. Тем более, что во Владимирской области все самые жирные заказы уплывают в Москву, к «хорошим знакомым» наших областных чиновников. Тендеры области на кино (например, документальный фильм о Суздале и прочая «кинохроника» региона) уходят напрямую в столицу. Нетрудно догадаться по чьей инициативе и с чьей «наводки», достаточно посмотреть на наше областное начальство – откуда они родом, в каких «советах» работали до нашего региона. Бюджеты там такие, что мы бы вместо одного документального фильма пять могли снять, если бы заказ остался внутри Владимирской области. И, кстати, «продукции» этой так и нет до сих пор. Деньги в Москву уплыли, а фильмов так и нет. Думаете, это очередная странность? Нет, это закономерность. 

Есть ли в регионах таланты и самородки, которые могут реализовать свой потенциал в современных условиях?

Талантами Россия всегда была полна, но чтобы самородку из Судогды или Гороховца снять получасовой короткометражный фильм профессиональной техникой, ему надо не есть года два-три. Хотя можно и на телефон сейчас кино снимать, было бы кому и о чем. И такие ребята есть в провинции, слава богу. Только вот эти «современные условия», от них уже всем тошно, особенно чувствительным творческим людям.   

 

28238322_336520270201601_487297418765574076_o_1

 

Бываете ли вы на региональных фестивалях документального и артхаусного кино? 

Редко бываем, чаще за границей. Эти мелкие российские фестивали в основном сами очень бедные, туда нужно ехать за свой счет. Обычно нам присылают оттуда грамоты и слова поддержки, и это, безусловно, приятно. Хотя вот в Китай нас пригласили с коротким метром за счет принимающей стороны. Странно, не правда ли? В самой богатой полезными ископаемыми России нет денег на развитие регионального кино! И на образование с медициной тоже.

Многие деятели кино говорят о том, что возникает серьезная проблема - рентабельности отечественного кино. Сборы катастрофически снижаются, производство российского кино становится убыточными. Что нужно сделать, на Ваш взгляд, чтобы эту ситуацию изменить?

Создать сеть малобюджетных кинотеатров. Как это было, например, в Ленинграде во времена Брежнева, когда я учился на режиссера. Идешь по Невскому проспекту, а тут бац: ретроспектива шведского или грузинского  кино в зальчике на 100 мест. И билет копейки стоит. Ларчик всегда просто открывается.

 

0Do5CIks63c

 

Кто из именитых (русских и зарубежных режиссеров) вдохновляет? А кого Вы считаете интересным и достойным?

Мой личный список состоит где-то из сотни великих режиссеров мира и СССР. Они меня и вдохновляют.

Поделитесь планами на будущее: какие идеи еще хочется воплотить в жизнь?

Последнее время встречаю людей, которые хотят снимать как короткий метр, так и полный, но чаще всего эти молодые люди от идеи до воплощения не доходят, сдуваются на полпути. Кто бы спорил – снимать кино очень дорогое и хлопотное дело, и слово «лень» тут никак не оправдывается. Да, куда проще технически написать книгу или десяток холстов, но тем ребятам и девчатам, кто болеет кино и еще на старте готов идти до конца, я бы дал совет только один: всегда идти только вперед, а к трудностям и преградам всегда относиться с юмором. Очень надеюсь, что однажды наша власть устыдится своей безграмотностью и равнодушием к местным кинолюбителям и профессионалам. Но это в наши дни куда сложнее, чем придумать новый утопический «Город солнца».   

Все фотографии в материале взяты с личной страницы "Вконтакте" Сергея Миляева