«Учитель года» Владимирской области о правилах жизни, консерватизме в школе и казанской трагедии

icon 28/05/2021
icon 10:00
Главная новость Важная новость
«Учитель года» Владимирской области о правилах жизни, консерватизме в школе и казанской трагедии

Автор: Фото собеседницы

Фото собеседницы

«Владимирские новости» пообщались с победительницей регионального этапа конкурса «Лучший педагог года – 2021» Екатериной Кузнецовой. Учитель английского языка школы №15 города Гусь-Хрустального рассказала, где может пригодиться эмоциональный интеллект, стоит ли преподавателю скрываться в соцсетях и о приоритетах современных преподавателей.

– Екатерина, о чем был ваш «победный» проект на конкурсе?

– Моя тема звучала так: развитие эмоционального интеллекта у обучающихся основной школы через использование кейс-технологий на уроках английского языка.

– Что подтолкнуло представить именно эту тему – навеяно опытом или жизненным путем?

– Мой опыт классного руководства. Одна из основных компетенций, которую нужно развивать учителю, – коммуникативная. Что не всегда удается из-за внутренних разногласий в классе. Мне приходилось думать, как нивелировать этот конфликт и помочь ученикам его преодолеть. Решила использовать не только классные часы, общение вне уроков, но и уроки английского. Там я предлагала разобрать несколько актуальных ситуаций с разных позиций.

– Затрагивая тему коммуникаций, как организовали процесс обучения во время «удаленки»? Ведь многие ученики и их родители испытывали с этим трудности…

– В основном, работали через видео-конференции. Сначала была большая доля растерянности. Потом на помощь пришли различные платформы для общения и социальные сети. К тому же, была предоставлена площадка для дистанционного обучения, где мы также выкладывали задания.

– …пришлось в корне «переформатировать» процесс обучения?

– У меня дома появилась небольшая доска для записи видеоуроков. Стало чуть больше теоретического материала. Я думаю, что учитель ко всему приспособится и найдет выходы. Конечно, задания редактировались, менялись. На первых порах было трудно организовать диалог между детьми. Но человек ко всему привыкает. Уже к концу апреля смогли достаточно «бойко» коммуницировать. Все были в одной лодке: старались помогать и делились находками.

– Какой формат вам самой более близок – дистанционный или традиционный?

– Это из разряда тех опытов, которых лучше бы у нас не было. Надо постепенно внедрять эти дистанционные технологии, а не в таких условиях, когда многие болели… Плюсы, безусловно, есть. «Удаленку» можно рассмотреть для тех, кому необходима индивидуальная траектория образования. Например, для детей с особенностями физического развития. Либо это может быть одаренный ребенок, который обучается сверх программы. Такая система необходима в современном обществе, но без «перегибов». Все зависит от конкретной ситуации.

– Возвращаясь к теме конкурса «Лучший педагог», что для вас участие – путь к признанию учителем года или закономерный результат пройденного пути?

– Для меня участие – не гонка за славой. Это возможность посмотреть на опыт других учителей, и поделиться своими наработками. Конкурс можно сравнить с фестивалем педагогических идей. Я шла на эти "соревнования" с желанием повысить квалификацию, научиться чему-то новому и познакомиться с интересными людьми.

– Почему решили стать учителем – чем продиктован выбор профессии?

– В 8-м классе к нам пришла замечательный педагог по истории – Галина Владимировна Романова. Я абсолютно влюбилась в предмет. Также мне очень понравилось, как она организует работу с детьми. Этот светлый образ учителя запал мне в душу.  И я решила, что сама стану педагогом. Когда встал вопрос, куда идти после 9-го класса – не сомневалась. Для поступления был нужен английский язык, хотя я шла на исторический факультет. Уже сроднилась с этим языком, и слабо представляю себя в роли учителя истории. Но у меня также есть право преподавания истории и обществознания.

– Сейчас в информационном пространстве часто поднимается вопрос – образ современного учителя. Как по мне, родители и дети под разным углом рассматривают этот момент. Поделитесь своими взглядами на эту тему.

– Самое главное, не быть равнодушным. Я не люблю слово «на волне», но это то что характеризует современного учителя. Он знает, чем живет поколение детей, с которым взаимодействует. Не отрицает развитие технологий. Важно иметь чувство юмора, что ценят дети. Это человек влюбленный в свою профессию. К тому же, когда родители видят неравнодушие к судьбе своего чада и заинтересованность педагога,  это не может не найти отклик в их душе.

– Вопрос на тему внешнего облика: может ли учитель придерживаться неконсервативного имиджа? Например, яркие волосы или пирсинг и так далее.

– Как правило, педагог должен показывать не ультрасовременные тенденции, а сдержанность и классику. В нашей учительской среде есть примеры того, что люди нестандартной внешности завоевывают авторитет у учеников и их родителей. Все зависит от личности – внешний вид должен соответствовать внутреннему миру и характеру. Своим примером мы демонстрируем детям, что можно быть разным.

– Должен ли педагог скрывать свою внеклассную жизнь – посещение развлекательных мест, ресторанов, делиться личными снимками в соцсетях? Как пример, случай увольнения учительницы из Барнаула за фото в купальнике.

–  Учитель должен выстраивать свою личную жизнь и досуг так, чтобы не было стыдно об этом рассказать детям. Недавно я побывала на форуме в Гатчине. Там прошло собрание ведущих педагогов страны. Поразило, насколько это удивительные люди с интересной жизнью вне школы. Они собирают коллекции, ходят в походы, занимаются спортом и многое другое. Я к этому прекрасно отношусь. Считаю, ученики еще больше проникнутся, в том числе и предметом, если ты сам ведешь увлекательную жизнь.

–  Мне также вспомнилась другая история. Там суть в том, что учительницу ученики увидели в магазине нижнего белья. Одна мама пришла в школу с жалобой к руководству. Как к такому относиться?

– Родителям надо было поговорить с этими учениками, а не заострять на этом моменте внимание учителя. Я думаю, что та родительница была не очень рада последствиям своего поступка.

– Недавно всю Россию всколыхнула новость о казанской трагедии. Ваше мнение, почему такое происходит и как это предотвратить? Как вы думаете это все же недостаток упущенного воспитания, невнимательности окружения или вопрос организации учебного процесса?

– Большая трагедия всей нашей страны и образования. Очень больно говорить об этом. Мне кажется, что там комплексная проблема. Нельзя рассматривать ее однобоко. Я работаю в школе, где охрана на достаточно хорошем уровне. Есть, конечно, школы с недостаточной системой охраны.

Думаю, что трагедия стала результатом небрежного отношения к личности ребенка. Ни в коем случае не оправдываю этого юношу. Но если бы общество не было равнодушным, и обращало внимание друг на друга, возможно, данную проблему заметили бы чуть раньше.

Моя тема на конкурсе как раз говорит об этом: нельзя быть равнодушным к человеку. К любому, будь это сосед или знакомый. Ведь нам всем не хватает эмпатии и любви. Думаю, эта тема и будет актуальной в обществе.