«Ты возвращаешься туда во сне». Во Владимире открывается выставка известного скульптора
© Фото: ВН
17 декабря во Владимире начнет работу юбилейная выставка скульптора Игоря Черноглазова «Равновесие отражения». Здесь представят работы в дереве, в камне и бронзе, собранные к шестидесятилетию. Корреспондент «Владимирских новостей» заглянул на готовящуюся экспозицию и узнал, с каким настроением следует приходить туда зрителю.
Игорь Черноглазов встречает на третьем этаже в зале в бежевых тонах. Никаких картин и рисунков на стенах. Ничего, что могло бы помешать зрителю смотреть на работы, смотреть внутрь себя, слушать и слышать.
«Выставка называется «Равновесие отражений». Я очень много работал с отражениями: либо постаменты заполированы, либо еще что-то. Так, чтобы работа, которая снаружи, давала отражение вовнутрь постамента. Смотришь и будто ныряешь в другой мир», - рассказывает Игорь Алексеевич.
Вот фигура война со щитом, отполированным до зеркала. Воин повержен – на его спине зияет огромная рана, а его щит – выпуклая линза, искажающая отражения.
«Вы подходите к воину, а там зеркало - линза, которое показывает искаженный мир, искаженных людей. То, что ты видишь, но не хочешь видеть. Для чего воюет воин? Чтобы не было войны», - продолжает скульптор и подчеркивает – зритель увидит в этом зеркале себя. Каким? Надо подумать.
«Вот у меня ранняя работа «Противостояние» 1986 год. Там тоже делят шарик. Это наш шарик [Земля]. /…/ Вот работа «Лимон на троих» – тут и мачете японская, и русский засапожник, и узбекский кизляр. Эта не работа про нации, а про то, что все люди хотят поделить этот лимон. Почему лимон. Все просто. От созвучия со словом миллион. Потому что все упирается в деньги. Хотелось бы, чтобы люди остановились и задумались: а надо ли его вообще делить. Поэтому эти ножи застряли в камне», - говорит автор.
У Игоря Черноглазова нет любимых работ на выставке. Каждая дорога по-своему. Он говорит: вот мои пальцы, рубите любой и больно будет одинаково. Но для каждого периода жизни есть свои интересы. Когда-то это было дерево, потом алебастр – мягкий податливый камень особенного цвета. Сейчас - синтез разных камней и металла.
«Я родился в Ташкенте и иногда ты возвращаешься во сне туда – на Родину. И начинаешь вспоминать детство и те моменты, которые затрагивают. С каким настроением идти на выставку? С раздумчивым, чтобы подумать. Остановиться, посмотреть вокруг и в себя. Представить себя в образах».
Вот кентавр. Он страдает от того, что он влюблен, а его отвергли. Он отталкивает свою заднюю часть, которая ему мешает быть человеком. В этом порыве даже своей ногой твердь земную пробивает. Или вот работа «Тихий вечер» - лодка, с отражением, которое также представлено в бронзе. Смотришь, и видишь тишину, и чувствуешь свежесть воды.