Большое интервью «ВН» с претендентом на пост губернатора Владимирской области Антоном Сидорко
© Фото: личный архив Антона Сидорко
Антон Сидорко - личность у нас известная. К своим довольно юным для политика 35 годам он уже успел надёжно "прописаться" в медийном поле 33 региона, возглавить местную парторганизацию коммунистов и занять пост вице-спикера Законодательного Собрания Владимирской области. Теперь настал черёд побороться и за губернаторское кресло...
Главный редактор «ВН» Инна Якимычева встретилась с Антоном Сергеевичем во владимирском "Белом Доме" и побеседовала с ним о стоящих перед 33 регионом проблемах, о способах их решения и о том, почему будущее России - за социализмом.
— Антон Сергеевич, скажите пожалуйста вот о чём. Несколько известных и уважаемых политологов, с которыми нам удалось поговорить, считают, что Вы идёте на губернаторские выборы с целью представить свою партию и заработать политические "очки" именно для неё. И не пытаетесь действительно одержать победу, стать губернатором и улучшить жизнь, скажем так, избирателей. Как Вы можете прокомментировать эти слова?
— Ну, знаете, наверное у нас всё-таки другая, всем известная партия лоббирует интересы своих членов. Отсюда и коррупция, отсюда и "посадки". Вы заметьте: наверное, именно наша партия наименее коррумпированная из всех. Меньше скандалов возникает. Поэтому именно я борюсь и буду продолжать бороться за интересы граждан! И если посмотреть, опять же, на уровень региона, - кто с нашими людьми? Кто с земляками? Когда строятся трассы, когда закрываются свалки, когда идёт борьба за чистую воду? А решение транспортных проблем? Экологических? Я, по-моему, других депутатов из других партий-то рядом и не видел! Поэтому, я думаю, что политологи...
Знаете, у нас опять-таки очень часто бывает, назовём так, когда политологи хотят высказать не объективное мнение, а скорее сформировать мнение общественное. Зародить как раз у избирателей вот это "зерно сомнения". «А если политологи говорят, что Сидорко будет отстаивать не регион, не жителей, а свою партию - а вдруг это правда?!».
На мой взгляд, это лишь продолжение политики по дискредитации и партии КПРФ, и кандидата Сидорко в частности. Потому что, я думаю, они все прекрасно понимают, - и провластные политологи, и технологи - что единственный кандидат от оппозиции, который может выйти во второй тур - это кандидат Сидорко. Я ответственно заявляю.
— Спасибо. Давайте тогда поговорим про Вашу программу. Какие проблемы во Владимирской области, на Ваш взгляд, требуют первоочередного решения? За что возьмётесь сразу, заняв губернаторское кресло?
— Смотрите. Одну из наиболее острых проблем мы с Вами уже начали обсуждать. Это отчуждённость общества от власти и власти от общества. В обществе должен быть договор, если хотите, между властью и обществом. Почему общество должно терпеть невзгоды? Почему общество должно быть мобилизовано на решение тех вопросов, которые ставит власть? Без этого никак! И сегодня у нас этого договора между властью и обществом просто нет! Почему так происходит? Потому что последние годы - последние лет 9 - власть не несёт ответственности перед жителями региона. Последние два губернатора (из трёх) - это губернаторы, назначенные федеральным центром. Поэтому они настроены решать вопросы и [представлять] интересы федерального центра. Министерств, государственных корпораций... Но не людей! Мы всё это видели на примере трасс, на примере миллионов тонн московского мусора, и так далее... И жители это чувствуют.
Другой губернатор просто через три года убежал. Не исполнив своих предвыборных обещаний. Люди-то это чувствуют. Пока люди не увидят, что власть повёрнута к ним лицом, настроена защищать именно их интересы, а не чьи-то там, федеральные, корпоративные, элитарные, - мы ни к чему не сдвинемся с мёртвой точки. Это правда. Вот это первая тема. Соответственно, что я здесь могу обещать? То, что я поверну власть лицом именно к жителям. Потому что я здесь живу. Я здесь вырос, я здесь закончил школу, институт, два высших [образования получил], семья и так далее. Соседи - все знают, где я живу. Поэтому мне убегать некуда /смеётся/.
Вторая проблема, которая тоже очень серьёзна - это коррупция. В последние годы мы видим, сколько заместителей у экс-губернаторов находятся под следствием. Сколько высоких чиновников. Кстати, показательно, что с приходом нового прокурора - с уважением к нему отношусь - в два раза увеличилось количество возбуждённых уголовных дел по коррупционным преступлениям. А у нас что, власть не видела? Администрация не видит, кому уходят какие подряды? Кто и как аффилирован из чиновников с теми или иными бизнес-структурами? Возьмём транспорт, возьмём мусор, другие сферы народного хозяйства, - всё ж это видно! Почему Департамент безопасности этого не видит, а пришёл новый прокурор - и это увидел? Тоже показательно, ведь почему нужно ждать прокурора и правоохранительные органы? Власть тоже должна, что называется, всё это видеть и пресекать. Тогда деньги пойдут в дело. Тогда и будет стабильность.
Другая проблема - она с этим связана - отток кадров, отток жителей из региона. Почему? Да потому что нет работы, нет перспектив, очень низкий уровень доходов. Почему?? Необходимо создавать новые рабочие места. Привлекать сюда инвесторов. Вот кто бы ни "дул в щёки" из последних губернаторов, но таких крупных инвесторов, как, условно говоря, «Де Хёс», «Ferrero», «Kraft Foods» и подобных - никто не привлекал! Привлекал [лишь] коммунист Виноградов! Почему сейчас не "идут"? Целый ряд причин. Хотя, казалось бы, регион находится на трассе М-7, отличные логистические возможности. Но опять-таки, это первое...
...Турбулентный регион, как все называют. Постоянные протесты. А почему протесты, я уже объяснил. Потому что власть и общество - по разные стороны. В такую ситуацию мало кто из инвесторов "пойдёт". Потому что просто наши граждане не поймут: а для чего мы должны терпеть то, что рядом будет какое-то, например, производство? Непонятно, да, для чего? Тяжело, вроде, в этой ситуации "зайти" [инвесторам].
Другая ситуация - коррупция во власти. Тоже - какой инвестор "зайдёт", когда с тебя, слушайте, будут спрашивать «входной билет»? Тоже никто, я думаю, не "пойдёт"...
Ну есть, конечно, более частные проблемы. Например, у нас не хватает, как я уже говорил, мощностей по электроэнергии, чтобы "разводить" крупные предприятия. У нас даже обрывы-то случались не только из-за сетей - из-за нехватки электроэнергии. Даже зимой, просто, в домовладениях! Тоже показательно. Вот.
Поэтому, в этой-то связи что нужно? Нужна стабильность в обществе, это первое. И второе. Нужно наши средства, - возможно, налоговые льготы; возможно - бюджетные кредиты - направлять не на развитие частных городов и строительство элитного жилья, как в Доброграде, а на развитие инфраструктуры готовых площадок, чтобы инвестор уже "заходил" [и видел]: на М-7, готовый земельный участок, готовая подстанция, газ - всё есть. Слушайте, в это надо вкладывать деньги! А не, говорю, в какую-то там "элитку" и в какие-то там "прожекты"...
Другая проблема - о ней тоже все знают - дефицит врачей и учителей. Мы по этим показателям в России находимся в абсолютном, как бы, "хвосте". Особенно, что касается молодёжи. Даже если прийти не в больницы, а особенно в школы. Молодых учителей-то, фактически, нет. Здесь тоже можно решать на уровне Губернатора, - чтобы, во-первых, нам выделялось больше бюджетных мест, ведь регион дефицитный в этом отношении. Я думаю, можно больше бюджетных мест выделять для медиков, для педагогов, плюс больше квот на целевые места. А что такое целевые места? Это когда наши ребята очутились в наших, условно говоря, ВУЗах - да может быть, и за пределами региона - но они у нас обязаны будут отработать пять лет. И никуда не уезжать. Соответственно, за пять лет у них и жильё здесь появится, и семья - всё, они здесь осели. Плюс у нас есть свои учебные заведения, тот же педколледж, медицинский колледж. То есть мы можем готовить фельдшеров, можем готовить учителей начальных классов, педагогов допобразования. Но опять-таки получается, что бюджетных средств на увеличение квоты целевикам почему-то не идёт. Цифры скромные, поэтому мы готовим не так много [специалистов], имея свою базу на базе этих колледжей. Тоже эту проблему необходимо, опять же, решать.
Транспорт. Что творится в городе Владимире, да? Особенно в прошлом году, это ж вообще караул был. Из микрорайонов нельзя было никуда уехать. Междугородний транспорт - то же самое, рейсы и маршрутки отменяются. Здесь какой выход? Что касается города Владимира - нужно, во-первых, чтобы Администрация наконец-таки торги, процедуры все сделала прозрачными, а не так, как изначально она вообще, когда мы помним, уходил уже "АДМ" - маршруты стали раздаваться вне конкурсов, бесконтрольно. А потом стали делаться конкурсы, но с "заточкой" под конкретные компании! На мой взгляд, в этой ситуации нужно пересматривать существующие контракты. Это возможно. Если компания не готова по новым контрактам работать - объявлять новые прозрачные торги. Я Вас уверяю, что у нас город компактный, и большинство маршрутов, они более чем рентабельны. И можно обязывать компании пускать и новые подвижные составы, как бы да? И соответственно, сокращать интервалы.
[В области], конечно же, мы понимаем, что почти все маршруты убыточные. Понятно, что на селе людей особо-то и нет. Здесь только субсидирование. Опять-таки подчеркну: здесь нужно в плане бюджетной политики пересматривать приоритеты. То есть, давать средства как раз на село, а не на какие-то "прожекты", которых, к сожалению, сегодня тоже хватает. Даже, в том числе, что касается дорог. У нас на сегодняшний день почти десять миллиардов рублей - совокупные дорожные фонды. Областные, муниципальные... Цифра практически рекордная. И правильно. И нормально. Дороги делаются. Но получается, что по этим дорогам как бы транспорт не ездит, его в принципе нет. Поэтому, на мой взгляд, здесь можно тоже перераспределять, расставлять приоритеты. Пожалуй, вот.
Масса проблем. Что касается туризма - у нас потрясающее местоположение. У нас потрясающие памятники архитектуры, но всё находится в ужасном состоянии. И я у себя на странице [в социальной сети "ВКонтакте"] об этом говорил. [Лучшая практика в этой сфере и в наших реалиях] - государственно-частное партнёрство.
Вот я приведу пример: усадьба Храповицкого. Потрясающе, один из моих любимых замков, вообще в мире. Но всё в убитом просто состоянии. При этом его же - комплекс - можно реставрировать по частям. Ну, например, восстановить изначально лодочную станцию. Привлеките частного инвестора, пускай, я не знаю, прогулки лодочные сделает. Там дальше конюшни восстановите... Да что угодно! Это можно решать. Просто когда, может быть, музей владимиро-суздальский не хочет этого делать... Ну да, есть, вроде бы, Суздаль - "жемчужина" Золотого кольца - и хватит! А "это" где-то «вон там». Неправильно это. Тем более сейчас, когда мы видим и понимаем, что внешний туризм всё. Закрыт из-за последних событий геополитических. Будет развиваться туризм внутренний, мы на одном Суздале не выедем. Абсолютно!
— Сразу созрел такой вопрос к Вам. Мы взаимодействуем с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, поднимаем проблемные вопросы. Вот недавно был случай с крестом, например, который покосился на Троицкой церкви. Напомнили мы им и о Золотых воротах, которые находятся сейчас в ужасном состоянии...
— Это правда...
— Туристы приезжают, совершенно недовольны ими. У них (у ВСМЗ, прим. ред.) встал вопрос к власти о нехватке ресурсов и финансирования...
— Ну... Проще всего просить деньги. На мой взгляд, если бы у них была готовая стратегия - по всем ансамблям, по всем памятникам, как они всё это видят... Но насколько мне известно, руководство, которое было последние годы - Конышев и Рыбаков - у них никакой стратегии и просчётов вообще не было. А потом, повторюсь: вы не ждите денег от государства только! Мы сейчас, тем более, понимаем, что денег больше не будет. И в стране, как говорится, ресурсов-то больше не будет. А будет, к сожалению, только меньше, дефицит. И мы должны к этим условиям приспосабливаться. Государственно-частное партнёрство. Вот я даже приведу пример.
На своей странице [в социальной сети "ВКонтакте"] - у меня там много подписчиков - я написал, что государственно-частное партнёрство [стало бы успешным вариантом для] усадьбы Храповицкого. Мне уже написал товарищ-предприниматель, директор одного из предприятий области: восстановлю за 10-12 лет. Понятно, что это просто одно из предложений, да. Понятно, опять же, что будет частями восстанавливаться весь ансамбль. Но это можно [сделать]. А у нас с "частниками" никто в этом отношении не занимается. Хотя мы же понимаем, когда частная инициатива привлекается к этим [проектам], многие боятся, что сейчас там настроят ларьков, ещё что-то такое... Но это невозможно. Есть законодательство, которое обязывает: была вот если такая архитектура, то [должна быть] только такая. Если была такая лодочная станция, там не может появиться, извините, какой-то ресторан там, или шатёр. Он может появиться, но только в том виде, в котором был [изначально]. То есть мне кажется, что вот этого не нужно бояться совершенно.
Нет, если бы у нас было денег в достатке - в государстве, в областном бюджете, в музее, - конечно, можно было обходиться. Даже нужно - никаких рисков, так было бы безопаснее. Но на текущий момент одно из двух: либо привлекая, в том числе, "частников" к решению проблем вот этих государственных, общественных, по защите истории и культуры, - либо просто оно, знаете ли, будет [чахнуть]. Надо быть реалистами просто. Я думаю, много музейных специалистов меня просто камнями закидают, но я буду говорить так, как есть. И так, как я думаю. Я просто знаю, что сейчас другого выхода не будет. Есть масса меценатов в регионе, с удовольствием вложатся. Сто процентов. Даже не сомневаюсь.
— Да, мы как раз взаимодействовали с предпринимателями, которые говорили о том, что власть не особо поддерживает и не помогает. И, конечно, они бы хотели рассчитывать на изменение отношения к ним.
— Конечно. Я, опять-таки, повторюсь, я с этого начал: у нас на сегодняшний день власть немножко "оторвана" [от народа]. Потому что, на мой взгляд, она занята, назовём так, следованию различным KPI, которые ставят федеральные министерства. Достижением конкретных показателей, которые ставит Москва. Но за цифрами немножко забывает реальную жизнь.
То есть, одно дело сказать, что «мы там, заложим, не знаю, несколько миллиардов на культуру». Может быть, это красиво звучит, и даже [заметен] рост в процентах, можно отчитаться перед жителями. Но всё это фигня, согласитесь. Потому что когда мы приедем в ту же усадьбу Храповицкого, в тот же Юрьев-Польский, в тот же Александров - вот оно [радение о культуре], налицо. Только цифры. А по факту нужно с душой к этому подходить, что ли! Нужно любить свою землю. Интересоваться её историей. Знать вообще: откуда, что да как. Ну, в конце концов, объездить эти места. Я надеюсь, что это как раз сделает новый директор музея-заповедника, рассчитываю на неё. Насколько мне известно, у неё и биография богатая, и связи необходимые есть. Я знаю, она уже встречалась с врио губернатора... Ну, лично я если стану Губернатором - буду первым союзником музея-заповедника. Потому что я, может быть, не являюсь большим специалистом в области архитектуры и живописи, но красоту ценить умею.
— Предлагаю ненадолго вернуться к теме образования. Вот мы говорили про колледжи. Хорошо, что они у нас есть. Но в области чувствуется острая нехватка врачей. В том числе потому, что нет возможности получить высшее медицинское образование. Все потенциальные и будущие врачи уезжают в Санкт-Петербург, в Нижний Новгород... Каким Вы видите решение этой проблемы?
— С самого начала всё-таки не соглашусь, что у нас нет проблем со средним звеном. Потому что я лично занимался - публично об этом говорю - в 2019 году спасением и сохранением станции скорой помощи в городе Владимире. Сейчас, с приходом нового главного врача, Жукова Георгия Петровича, ситуация нормализовалась. Там и фельдшеры появились. И всё... Многие [медработники среднего звена] переходят на работу во Владимир, но [из] районов! И дефицит кадров образуется у нас в районах. И в районах [медработников] у нас, поверьте, не хватает.
Собственно, основа скорой помощи - фельдшер. Это ж первая помощь. Неоказанная первая помощь часто приводит к летальному исходу. Поэтому прежде всего нужно думать и об этом звене. Фельдшеров у нас нет в достатке. Поэтому нужно, повторюсь, увеличивать мощности наших медицинских колледжей. И во Владимире, и в Коврове.
И с образованием у нас то же самое. Колледжи готовят учителей начальных классов. А у нас их не хватает. Правда!
Что касается теперь именно врачей. Безусловно, во-первых, нужно, чтобы наконец кто-то из губернаторов довёл идею появления медицинского факультета на базе [Владимирского] госуниверситета. Понятно, что у нас своей академии не будет, глупо на это рассчитывать. Хотя бы потому, что колоссальные средства должна выделить Федерация. Но факультет - это реально. Тем более, у нас есть очень тесные связи и с Нижним [Новгородом], и с Ивановской медицинской академией. Я даже сам когда вот учился в 36-й школе, оканчивал "биологический" класс, у нас были тесные отношения с Ивановской медакадемией. Мы можем привлечь специалистов. Мы можем выделить средства областные на то, чтобы у нас реально состоялся факультет. Чтобы были специалисты, которые на пол-ставки или на ставку, но будут работать здесь. Тогда, конечно, уже будет проще. Когда ребята, [отучатся] у нас здесь - не в Иваново, не в Нижнем - они будут оставаться здесь. Потому что там они учатся, там же у них ординатура, там же практика - и вот они там и остаются.
Плюс, помимо этого, мы должны обеспечивать и достойные условия для медработников. К слову, в последние годы, ещё даже при прежнем Губернаторе, многое делалось. По предоставлению "подъёмных" для медиков, по льготной ипотеке. Но в других регионах условия как-то поинтереснее. Поэтому, на мой взгляд, здесь [сложилось] то же самое. Пересмотр бюджета возможен в пользу этих [статей расходов]. Чтобы мы этими условиями "удержали" наших медицинских работников.
Добавлю по ситуации в селе. Сокращение числа поликлиник в пользу амбулаторий, сокращение числа амбулаторий в пользу ФАПов... Это не приносит больших плюсов в развитии нашей медицины. Поэтому, как всегда, нужно решать проблему в комплексе в данной ситуации.
— Корреспонденты нашего издания неоднократно связывались с учителями, в том числе сельскими. Они нам жаловались на проблемы с субсидированием. Вы знаете об этой практике - каждый учитель, отработав пять лет в сельской местности, должен получить миллион рублей. На деле этот миллион получили только 2% наших педагогов...
— То есть, закон не работает?..
— Закон не работает.
— Вот это я возьму себе на заметку, обещаю. Поскольку об этой проблеме я не слышал. И я даже думаю, что у себя в соцсетях я попрошу откликнуться. Потому что фактически, я думаю, будет предмет разбирательства у прокуратуры, в том числе, если такое происходит реально.
— Да, это нужно пообщаться с директорами. Поскольку учителям, пытающимся получить субсидию, отвечают так: "Наша местность не сельская". Или "Наши школы в данную программу не входят...
— Выясним.
— Спасибо. Давайте дальше по вопросам. Так, о проблемах мы с Вами уже поговорили уже достаточно. Теперь "пройдёмся" по теории. Как Вы относитесь к внедрению механизмов плановой экономики в современных реалиях?
— Отлично. Наша фракция в ГосДуме с 1990-х годов добивается того, чтобы была экономика именно плановая, чтобы был Госплан. Что такое плановая экономика? Это когда все ресурсы сосредоточены в руках государства. И централизованно распределяются, исходя из понимания, где они реально нужны. Ну согласитесь, особенно сегодня, в условиях санкций, в условиях дефицита финансов, дефицита, в том числе, кадров - мы же понимаем: сейчас идёт "утечка мозгов", она усилилась. В условиях оттока капиталов ресурсы необходимо концентрировать на благо общества, а не на благо "частников". Иначе мы просто не выживем!
Государство же, оно понимает, в чём есть дефицит. Например, есть дефицит в области машиностроения, да, прежде всего. В микроэлектронике, ну и так далее. Конечно, нужно вкладываться, прежде всего, в это. То есть, ресурсы брать "в общий кулак" и распределять туда, куда надо. В те сферы, которые обеспечивают национальную безопасность. В том числе сельское хозяйство, продовольственную безопасность, машиностроение, электронику, станкостроение - у нас станков своих нет! Иначе мы не выживем!
Кстати, ведь уже об этом все говорят: постепенно наша экономика в текущей ситуации переходят на плановые рельсы. Это нормально, мы об этом давно говорим. И кстати, если бы мы давно встали на эти рельсы - собственно, как Китай пошёл, да он с этого пути и не сворачивал, - всё бы нормально было! Причём, когда ресурсы были колоссальные, особенно в "нулевые" годы, когда нефть стоила очень дорого - мягко скажу - мы и потеряли эти ресурсы. Потому что эти ресурсы ушли "частникам"-миллиардерам. За кордон, в оффшоры... Где теперь эти олигархи? Все за рубежом, получают паспорта Украины и так далее. Кому теперь служат эти капиталы? Вот и всё! Поэтому обеими руками за плановую экономику!
— Хотели бы Вы в целом "наложить" советский опыт на сегодняшнюю реальность? Подобно "трафарету", можно сказать. В каких сферах?
— В целом - без возвращения к социализму сейчас невозможно в текущих реалиях. Конечно, хотелось бы. Хотелось бы, чтобы общество... Ну, общество и так "левеет". Хотелось бы, чтобы государство, наконец, совершило "левый поворот" и мы всё больше и больше перенимали принципы социализма и в экономике - плановая экономика, в том числе, - и в общественной жизни.
С чего бы я начал? С идеологии! Вот. Что необходимо сегодня нашему обществу, да как и любому обществу? Идеология. Что такое идеология? Это совокупность идей, система отношения общества к тому, что происходит, в принципе, вокруг. К самому себе, в том числе. То есть, пока мы с Вами не ответим себе на вопросы на уровне государства - «Кто мы?», «Что мы?», «Для чего мы?», «Какое наше место в мире?», «К чему мы стремимся?», «Какие принципы во главе государства должны быть?» - мы ничего не построим и не добьёмся. Вот сегодня, на уровне государства, я чувствую: пошёл процесс поиска этих принципов.