«После этого я заикаюсь»: житель Владимирской области рассказал о послевоенных годах ВОВ

Борис Оверчук рассказал о послевоенных годах ВОВ

icon 09/05/2024
icon 17:00
Важная новость
«После этого я заикаюсь»: житель Владимирской области рассказал о послевоенных годах ВОВ

Автор: Владимирские Новости, источник фото.

Владимирские Новости

9 мая - это день, когда вся Россия и многие другие страны мира отмечают День Победы во Второй мировой войне. Этот день символизирует победу над нацизмом и окончание самой разрушительной войны в истории человечества. В этот день мы чтим память миллионов погибших, вспоминаем героизм и самоотверженность тех, кто сражался за свободу и независимость.

День Победы - это не только день торжества, но и день скорби, воспоминаний о потерях и страданиях. Это день, когда мы благодарим всех ветеранов за их служение и жертвенность, за то, что они отдали за будущее наших поколений. Мы помним каждого солдата, каждую семью, потерявшую своих близких во время войны.

В честь праздника "Владимирские Новости" встретились с Борисом Кирилловичем Оверчуком, председателем Совета ветеранов Центральных офицерских курсов РТВ и ребенком войны, жителем Владимирской области. Борис Кириллович родился 5 июля 1944 года.

"В этом году мне исполняется 80 лет, я кадровый военнослужащий. Свой путь связал с армией с 17 лет, в 20 лет я уже был офицером, командовал расчётом. Я всю жизнь послужил в войсках противовоздушной обороны, и закончил свою службу в городе во Владимире в звании полковника", - поделился Борис Оверчук. 

Родился ребенок войны на Украине, в Хмельницкой области.

"Это места такие, недалеко, если немного, так географию помните - Славута, Шепетовка. И война прошла дважды: в 1 раз, когда наши войска отступали, и 2 раз, когда наши войска наступали, гнали немцев", - рассказал ветеран. 

Также Борис Кириллович рассказал о своей семье и о том, кто из членов семьи воевал в годы ВОВ и не только: 

"В годы Великой Отечественной Войны, когда война с фашистами была на оккупированной территории - возникали партизанские отряды. Отец мой родился 18 марта 1918 года, участвовал в Финской войне, был контужен на Финской войне. И, соответственно, в 41 году его в армию не призвали, но так как быстро наступали, и территория оказалась занята фашистами, отец был в партизанах. Но в 1944 году, когда освободили нашу территорию он был призван в армию повторно. Вот и в 11946 году был демобилизован. Ещё дядя, родной брат моего отца, мой воевал, но воевал мало, потому что погиб. Он был в армии, медицинское училище закончил, фельдшером был. Он погиб в первый день войны, потому что он служил на границе. Дед мой - матрос 1905 года рождения, в Кронштадте служил, после стал председателем сельсовета".

Отец Бориса Оверчука в одиночку выстоял против нескольких танков фашистских захватчиков:

"У нас постоянно все мужчины воевали. Так получилось, что уже в 41-42 году, кто там, партизаны вливались в наши войска. И все были награждены боевыми орденами, в том числе был награждён мой отец орденом славы 3 степени в Польше. Уже когда мы перешли границу в Польше, он остался один у орудия и сражался с танками, подбил 6 Танков в одиночку, все вышли из строя. Наградной лист есть, я его разыскал через интернет", - рассказал председатель Совета ветеранов.

По словам ветерана, беда его Родины заключалась не только в фашистах:

"Много проходило там событий, много было страданий народа, потому что помимо немцев-фашистов, которые сжигали... Как рассказывали бабушка, дедушка, мать: встанет немец-офицер, покажет рукой улицу, и её всю поджигали. Людей не выпускали, люди спасались, как могли. И следующее ещё было такое нашествие, беда такая - бандеровцы, и люди очень страдали в нашей местности", - вспоминает Борис Кириллович.

Также ветеран вспомнил о случае, связанном с Иосифом Марковичем Островским, который был сотрудником ВЧК-ОГПУ-НКВД, управляющим делами ОГПУ СССР, начальником Административно-хозяйственного управления НКВД СССР, начальником комендатуры ОГПУ/НКВД. Старший майор государственной безопасности  был расстрелян в «особом порядке» и реабилитирован посмертно.

"Я уже когда подрос, немного помню, мы жили 3 километра от Польской границы, которая была установлена в 1920 году, и рядом с нами, коль была эта граница, были заставы комендатуры и вот на одной из застав недалеко от нашего села комиссаром был Островский, и мой дед помнил, что, где церковь там, туда люди приходили и Островский, худой, на лошади подъехал, агитировал за Советскую власть"

Борис Кириллович поделился, как они выжили в послевоенные годы:

"Где начинается западная Украина, там как раз леса такие мощные, а у нас - чернозём и лесов практически не было, но очень сады насажены были. У нас в мае месяце уже вишни спелые, и потом целое лето: вишни, черешни, яблоки. После войны мы так и выжили, потому что сушили, ели, ходил я в школу в карманах всегда у меня были или яблоки, или груши, или сливы, или вишни постоянно что-то ел. Вот и так мы и выжили", - рассказал ветеран. 

Также мужчина поделился, как проходило "празднование" дня победы до установления праздника: 

"Если взять нашу семью, у нас было 5 детей, сейчас осталось двое: мой старший брат и я. Старшему брату 15 июля будет 82 года. И вот мы видели послевоенные годы, люди стеснялись как-то носить эти награды. Дня победы ещё не было установлено, как праздник, но у нас уже вот в середине апреля начинают пахать в полях. Вот и 9 мая, пахота останавливалась, в это время у нас очень красиво цветут вишни, люди садились под ними, собирались по 3-4 на семейство, особенно мужчины, женщины там - на стол, картошка, сало, в основном такое было, пили самогонку стаканами, и пиво, они очень любили пиво. Ну, я бегал там малый пацан удивлялся как, но нас к столу не подпускали, нельзя было, вот воспитание было".

Председатель Совета ветеранов сам пострадал от последствий войны:

"Война постоянно у нас дышала, последствия её были. Снаряды на полях выпахивали и находили до 1965 года. Идём там по полю с парнями, раз - снаряд или мина взорвалась - другу руку оторвало, а тебя отбросило. И потом один раз, колючей проволоки у нас очень много было, и я где-то лет в 7 пошёл к соседям, а там огромный пёс, я развернулся и на колючую проволоку шеей, и стою потом тихонько тихонько назад, выбрался из нее. У меня шрам остался, после этого я заикаюсь", - поделился Борис Кириллович. 

 

Фото: Межрегиональная общественная организация "Союз ветеранов Войск ПВО", источник фото