Владимирцам рассказали, как ум человека зависит от генов

Жителям Владимирской области рассказали, как ум человека зависит от генов

icon 18/11/2024
icon 17:00

© Мининский университет

Мининский университет

Мария Ведунова, доктор биологических наук, профессор, директор института биологии и биомедицины ННГУ им. Лобачевского, стала новым героем проекта «Курс на науку!», который реализуется Мининским университетом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Она рассказала, как работает человеческий мозг, от чего зависят когнитивные свойства и в каком момент жизни человека закладывается наибольшее количество нейронных связей.

«Мозг – это самое интересное, что есть в биологии, я считаю. Безграничная тема для изучения! Только вдумайтесь: мы изучаем собственный мозг своим же мозгом», - прокомментировала Мария Ведунова.

Ученый привела пример, чем отличается мозг исторической личности и среднестатистического человека. Кстати, исследования сейчас проводят не только биологи и врачи, но и физики, специалисты-айтишники. Например, разработан специальный микрофлюидный чип, который позволяет моделировать работу различных отделов мозга и наблюдать, как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

“Огромное внимание сейчас привлекают генетические предрасположенности развития интеллектуальных способностей человека. Ученые определили 52 гена, играющих ключевую роль в развитии памяти, обучаемости, логического мышления, другие исследователи указывают, что таких генов более тысячи. Несомненно, интеллектуальные способности связаны с наличием определенного генетического ландшафта, однако факторы среды также имеют большое значение. У однояйцевых близнецов при совместном воспитании уровень интеллекта совпадает на 83%. Однояйцевые близнецы, воспитывавшиеся раздельно, имели корреляцию в уровне интеллекта только 74%. У разнояйцевых близнецов при совместном проживании этот показатель еще меньше – 59%, а у приемных детей – всего 26%. Общепринятым является утверждение, что от 50 до 80 % интеллектуальных способностей обусловлено генетическими факторами, остальное определяется влиянием среды, воспитанием и внутренней мотивацией”,  - объясняет ученый. 

Согласно результатам исследований, большая часть наших когнитивных функций развивается до 20 лет, а многие из аспектов мыслительной деятельности начинают проявляться после 35, когда постепенно снижается скорость реакции, память, пространственное восприятие. Таким образом, особое значение имеет развитие когнитивных функций и то, как человек работает со своими интеллектуальными способностями на протяжении всей жизни. Получается, что можно не реализовать свой блестящий генотип и не добиться ничего, а можно за счет упражнений и усердия развить память и логическое мышление. 

“Подобные лекции как нельзя лучше показывают молодежи, что все в этой жизни зависит только от их усердия, готовности развиваться и находить себя в разных отраслях, в том числе в науке. И наша задача - показать в рамках проекта “Курс на науку!” пути, по которому шли те ученые, которые сейчас уже добились успеха”, - отметил ректор Мининского университета Виктор Сдобняков. 

Материалы видеопроекта, лекции и статьи, опубликованы в социальных сетях вуза.