«У нас нет мощностей для капитального ремонта»: водитель «Владимирпассажиртранса» о состоянии общественного транспорта
Водитель «Владимирпассажиртранса» рассказал о состоянии общественного транспорта
© Фото: Мой Владимир
После того, как в социальных сетях появилась запись от водителя троллейбуса Татьяны Евсютиной, в которой та рассказала о своей борьбе с руководством и о нарушениях, с которыми ей пришлось столкнуться на рабочем месте, в редакцию «Владимирских новостей» обратился коллега Татьяны Алексей Вятчанин. Ранее он публично поддерживал коллегу, но теперь признался, что делал это от незнания всей ситуации.
Алексей Вятчанин работает во «Владимирпассажиртрансе» почти два года. Начинал он кондуктором, а потом переучился на водителя троллейбуса. Сейчас мужчина отрабатывает стоимость обучения, а дальше планирует пойти учиться на управление автобусом. Алексей отмечает, что «вождение троллейбуса — это не просто работа, а целое искусство. Каждый день — новые лица и разные истории».
Он также рассказал о том, как обстоит дело с общественным транспортом:
«Моя коллега Татьяна сказала, что во «Владимирпассажиртрансе» машины выезжают на линию неисправные, однако я хочу опровергнуть это. Я общаюсь с механиками и слесарями и вижу, что у нас троллейбусы ремонтируются. На линию выезжает только исправный транспорт. Если вдруг кто-то сломается в пути, на помощь выезжает слесарь, который решает: либо троллейбус отправляют в депо как неисправный, и водитель меняет машину, либо ремонтируют его прямо на месте, если это возможно».
Алексей Вятчанин заметил, что слесарей в штате достаточно, однако, компания нуждается в сварщиках:
«Слесарей хватает у нас, а по сварке, да, есть нехватка. Но эта проблема везде сейчас. А так, троллейбусы во «Владимирпассажиртрансе» хоть и не новые, но они ещё ездят. Если бы они были совсем неремонтопригодные, то во Владимире троллейбусы бы не ездили совсем».
Отвечая на вопрос о скорости ремонтных работ водитель задумался:
«Машины ремонтируют по мере возможности. Если где-то выявляется серьёзная поломка, например кусок отвалился, то его пытаются заварить, или поставить новую запчасть. Вот также как у Татьяны со 196-й машиной. Троллейбус работает, он после капитального ремонта, я сам лично видел как он стоял в ангаре, когда я ещё кондуктором работал. Её восстанавливали 2 года. Да, была техническая неполадка с задним мостом, но её устранили!
Татьяна, возможно из-за каких-то личных принципов взъелась на депо. Может с кем-то поругалась, может ещё что-то заставило её пойти против всех коллег. Никто из коллектива её не поддерживает сейчас. Я поначалу был на её стороне, потому что не знал всей ситуации. Мы с другими водителями общаемся, они нормально относятся ко мне. Поэтому они рассказали мне всю ситуацию, из-за чего это произошло. Я не буду открывать всех этих подробностей, не хотелось бы выносить мусор из избы».
Сотрудник предприятия также поделился возникающими проблемами с ремонтом:
«У нас нет мощностей для капитального ремонта. В Ижевске, например, троллейбусы ремонтируют основательно. У них есть завод и автоматизированные процессы, у нас же всё делается вручную. Так, у моего коллеги троллейбус восстанавливали девять месяцев после аварии. Один вкатился в другой, разбил задние стекла и помял лестницу. После восстановления троллейбус сейчас ездит по городу и ни разу не сломался. Как Таня пишет, что после капитального ремонта машины сразу ломаются — не знаю, может, она сама по себе такая вредная. Есть 241 троллейбус, который после капитального ремонта полностью восстановлен. Он уже два месяца в эксплуатации, ещё ни разу не подводил. Я сам на нём работал».
Алексей Вятчанин считает, что Татьяна Евсютина допустила ошибку, подняв проблему на общественный уровень.
«Решить ситуацию с ремонтом машины можно было на уровне предприятия. Есть директор, есть мастер, есть начальник у мастеров. Если у тебя произошла поломка троллейбуса, подойди ты к вышестоящим, скажи об этом.
Безусловно, они не могут сразу всё сделать, потому что машин много, а людей, которые их обслуживают, всего 20-30. Поэтому решить все проблемы за одну ночь невозможно. Особенно с учётом холодов: машины начинают мёрзнуть, их нужно отогревать.
Да, которые совсем древние, стоят уже на списание. Их уже не восстановить. Я работал на многих машинах и даже ездил на них кондуктором — они просто устарели, а запчастей для них нет.
Вопрос о восстановлении конкретной машины принимает генеральный директор, а сама процедура восстановления занимает около двух лет».
Между тем, появилось сообщение о том, что два водителя уволились после того, как узнали о списании троллейбуса 264. Вятчанин подтвердил, что это правда:
«Говоря про техническое состояние, да, троллейбусы «Владимирпассажиртранса» находятся в удручающем состоянии. Но они хоть как-то поддерживаются на ходу: за ними смотрят, их варят и ремонтируют. Со старых троллейбусов, которые идут на списание, снимают все запчасти, остаётся только голый кузов. Этими же запчастями ремонтируют машины, которые на ходу. То есть запчасти со старой машины ещё пригодные, просто сам корпус нецелесообразно восстанавливать. Такая ситуация приключилась и с 264 машиной. Водителям объяснили, что восстанавливать троллейбус было нецелесообразно, потому что у него сгнил корпус.
Неисправность может случиться с любыми машинами. Бригады перераспределяются на новые троллейбусы, а старые списываются. Последнее крупное обновление автопарка состоялось в 2009 году. Сейчас водители получают новые машины, такие как МАЗ или Авангард».
Водитель рассказал о ситуации с троллейбусом 191, в котором произошел инцидент с компрессором. Он пояснил:
«Компрессор не на ходу вылетел, он в депо вылетел».
Алексей Вятчанин впервые столкнулся с этой машиной во время своей учебы, когда водитель 191 троллейбуса был его инструктором. Уже тогда было понятно, что троллейбус пойдет на списание. В конце концов, водителя пересадили на новую машину МАЗ, а старый троллейбус 191 должны были разобрать.
«Когда его запустили, у него от вибрации вылетел компрессор, потому что пол сгнил настолько, что болты вылетели», — добавил Алексей.
Он отметил, что таких машин много, и они находятся на разборке во втором депо на улице Гастелло.
Водитель продолжил обсуждение состояния троллейбусов:
«В Иваново, куда я приезжал, всё в гораздо худшем состоянии. Там на окраинах ездят троллейбусы, у которых кузов в дырах, а из салона видно улицу с другой стороны. Это ужасно. У наших пока всё нормально. Если есть гниль, то она скрыта под наклейками. Это не так заметно. А в Иваново наклеек нет — у них чисто железо».
Вятчанин заверил, что машины моют каждый день.
«Снаружи их моют, а внутри подметают. Помыть троллейбус изнутри проблематично — везде электроника. Да и залить двигатель достаточно легко, особенно под высоким напряжением. Каждый вечер проверяют состояние машин.
Автобусы у нас из депо выезжают, как новые. Честно говоря, я сам мыл автобусы и зарабатывал на этом. За мойку платят 3000 рублей за один автобус. Они выезжают на линию как новые. Грязь накапливается за день из-за брызг на дороге. Тем более наши автобусы работают по 16 часов в день!»
На вопрос, приходят ли жалобы от жителей, Алексей ответил:
«Да, жалобы поступают постоянно. Люди часто чем-то недовольны. В основном жалуются пенсионеры. Молодёжь тоже жалуется, но это, скорее, люди среднего возраста. Основные жалобы связаны с тем, что в час пик нет машин или в них невозможно уехать».
Как так получается, что троллейбусы следуют один за одним? Алексей Вятчанин объяснил:
«Мы в пробках друг друга догоняем. У 10 маршрута утром интервал 3 минуты. Они едут один за другим. Днём интервал увеличивается до 5 минут, потому что кто-то уходит на обед. Когда один разворачивается на конечной, за ним уже едет другой троллейбус. Нам нужно успеть проскочить светофор, чтобы не попасть под штраф от контролёров за движение слишком близко друг к другу. Мы должны поддерживать интервал, хотя бы между остановками. А в пробках мы просто друг друга догоняем. Диспетчеры иногда звонят и говорят: «Оттягивайтесь».
На вопрос о том, почему жители жалуются на долгое ожидание троллейбусов, Алексей отметил:
«Жалобы поступают, в основном, от жителей, которые ездят на 8-ке. Одна из причин в том, что троллейбусный парк сократился и машин не хватает. Раньше на маршрут было по шесть троллейбусов с каждого кольца, а сейчас всего три-четыре.
А ещё у нас 12-часовые смены. Мы работаем с утра до ночи», - добавил он.
Вятчанин заметил, что пассажиры не понимают, что водители не могут работать 24 часа в сутки.
«Им не объяснить, почему я еду не до ВЭМЗ, а до центрального парка», - сообщил водитель.
«Мне позвонил диспетчер ГЛОНАСС и сказал разворачиваться: «Сзади тебя идёт троллейбус. Он подождёт, ты народ пересадишь и разворачивайся». Я же не сам, как частный перевозчик, решил развернуться и уехать домой».
Сотрудник предприятия подчеркнул, что ситуация усложняется с отменой кондукторов.
«Пересадить народ тяжелее. Если контроль зайдёт и начнут проверять карточки, не у всех пассажиров будет оплачено. Поэтому поступаем также, как поступали кондуктора. Снимаем отчёт и отдаём водителю. По этому отчёту проверяют уже по моей машине».
Водитель троллейбуса рассказал о проблемах с новыми валидаторами.
«Когда 16 автобус появился и новые МАЗы вышли на маршрут, пассажиры из Загородного начали ездить бесплатно. Потому водители начали заезжать под мост, открывать двери, и смотреть на датчик пассажиропотока, который показывает, сколько людей зашло и оплатило. Если кто-то не заплатил, автобус дальше не поедет. Вот бы и в троллейбусах был такой датчик! Я же не могу в зеркале посчитать, сколько пассажиров зашло, поэтому приходится вызывать контроль, чтобы они проверяли, кто оплатил за проезд, а кто — нет».
Алексей Вятчанин также объяснил, что валидаторы не видят стоп-лист.
«К примеру, у моего друга-контролёра карта уже четыре месяца пустая, а валидатор на 16-с её всё равно принимает», — рассказывает он.
Ещё одна проблема, о которой упомянул водитель, связана с тем, что валидаторы могут не работать из-за погодных условий.
«Иногда они подмерзают, особенно утром. При минус четырёх градусах у меня в кабине, например, он уже не срабатывал. Потому что она маленькая и быстро промерзает. Бывают и технические неисправности — звукового сигнала об оплате нет».
Алексей добавил, что пассажиры не привыкли к новой системе:
«Люди всё ещё ждут у валидатора, когда вылезет билет, хотя его нет. А если картой несколько раз провести, валидатор примет все платежи, в отличие от терминала у кондукторов, где есть ограничение на три попытки».
Вятчанин добавил, что валидаторы часто ломаются:
«Я заметил, что валидаторы часто меняют. Ходят техработники и устанавливают новые. Система ещё не до конца отлажена. В ней много нюансов».
Случаи, когда пассажиров бьёт током, действительно бывают, хотя и нечасто.
«Я несколько раз ощущал электрический ток от педалей троллейбуса, но это не так опасно – максимум при этих условиях ток достигает 200 вольт.
Один раз я видел, как девушку ударило током, когда она пыталась войти в троллейбус в дождливую погоду. Она пыталась схватиться не за поручень, а за металлическую дверь и трижды получила удар током. Только после этого вызвали скорую помощь, хотя с первого раза ей ничего не угрожало.
Когда электрооборудование намокает, ток может уходить на кузов троллейбуса, но он опасен только снаружи. Внутри троллейбуса ощущения другие – ток может только слегка щипать. Также при входе и выходе в дождливую погоду можно получить удар от «шагового напряжения». Бывает и остаточное: меня пару раз сильно ударило, когда троллейбус был полностью отключён. Я взялся за неизолированную деталь. Это ощущение было похоже на удар от обычной розетки на 220 вольт».
Алексей уверен, что медобслуживание во «Владимирпассажиртрансе» находится на хорошем уровне:
«То, что наговорила Татьяна о том, что у нас фельдшеры без образования — ложь. На самом деле фельдшер — это врач, который проводит предрейсовый осмотр. Он может померить давление, дать таблетку. Всё это делается в полном объеме. А ещё у нас есть врачи, которые пришли из компании АДМ. Они сразу видят, если человеку плохо. Перед каждым рейсом водителей проверяют на алкогольное опьянение с помощью трубок.
Возможно, Татьяна права в том, что каких-то лицензий нет — я не знаю всех подробностей. Но предрейсовый осмотр действительно проходит. Человека не выпустят на линию, если заметят, что ему нездоровится».
Водителей за порчу имущества, как говорит Вятчанин, не штрафуют.
«Штраф может быть только в случае простоя из-за порванной линии. Если троллейбус просто стоит, поскольку водитель не справился с управлением, ему не оплатят это время. Некоторые моменты тоже зависят от водителя. У меня тоже бывали простои по моей вине — например, когда я проехал по лужам, и токоутечка пошла, потому что подтопило тяговый двигатель. Это моя вина, я мог притормозить и проехать медленнее. У нас есть технический отдел, который разбирается с этими случаями. Сначала мастер пишет о проблеме, потом технический специалист выясняет причину, вызывают водителя и спрашивают. Если водитель виновен, он обычно не отрицает свою вину. Хотя бывают случаи, которые доходят до прокуратуры».
Алексей отметил, что в целом условия на работе неплохие:
«Условия работы хорошие. На троллейбусах работники имеют право на досрочную пенсию из-за вредных условий труда. Например, если у человека есть 20 лет стажа, он может уйти на пенсию, учитывая горячий стаж. Женщина с 15 годами работы также может выйти на пенсию, так как у неё накоплен горячий стаж».
Водитель троллейбуса Алексей в целом положительно оценивает работу «Владимирпассажиртранса», несмотря на некоторые трудности.
«У нас, может, рук не хватает, но людей набирают, и они идут работать», - говорит он. «Текучка кадров есть везде.. На предприятии дорога предоставлена молодёжи.. если новые работники будут учиться на троллейбус, они смогут заменить старшее поколение за рулём.
Директор стремится улучшить ситуацию. При содействии администрации города приобрели два новых троллейбуса, один из которых обошелся в 31 миллион рублей. А ещё кондуктора собирали полтора года, чтобы купить один троллейбус. Если хотя бы так будут покупать по троллейбусу в год-два, уже что-то обновится», - подытожил Вятчанин.
Интересно, что к 2025 году администрация города планирует приобретение новых троллейбусов.
«Я желаю удачи «Владимирпассажиртрансу», чтобы этих машин было побольше», - говорит Алексей. Он также добавил, что новые машины «неплохие, они мягкие, плавные», и ему самому хотелось бы пересесть на одну из них.