Мусорная реформа оставила жителей Владимирской области без раздельного сбора

icon 23/06/2020
icon 19:00

С начала 2020 года, когда во Владимире стартовала мусорная реформа, из дворов города исчезли все контейнеры для раздельного сбора вторсырья. Весной регоператор все-же установил такие контейнеры по 100 адресам. Однако их содержимое почему-то отправляется на свалку. Подобные примеры того, как мусорная реформа пошла не в том направлении, можно наблюдать и в других городах и регионах.

До 2020 года во Владимире существовал настоящий раздельный сбор ТКО. Его еще в 2014 году организовала мусоровывозящая компания «Спецтранс», совершив настоящий переворот в экологическом сознании горожан. По подсчетам ее директора Антона Сивкова, 60% населения Владимира так или иначе включилось в процесс раздельного сбора отходов. Даже те, у кого не было специальных контейнеров во дворах («Спецтрансу» принадлежала небольшая часть владимирского рынка), приносили вторсырье на общественные пункты сдачи.

Но 1 января в центральной части области, куда входит и Владимир, начал свою деятельность региональный оператор – ООО «Биотехнологии». С работавшими до него перевозчиками он договариваться не стал, а сам с обязанностями не справился. В новогодние каникулы Владимир оказался завален грудами мусора – регоператору не хватало контейнеров, мусоровозов и менеджмента.

О раздельном сборе тогда и речи не было – вопрос стоял о санитарной безопасности. Мусорный коллапс удалось ликвидировать в течение месяца за счет привлечения муниципальной техники.

А уже в середине февраля население города вышло на митинг за возвращение раздельного сбора. Акция на площади у памятника Ленину получилась заметной. Главным ее атрибутом стала огромная мусорная гидра из бытовых отходов, которую в финале мероприятия митингующие показательно разобрали на полезные фракции и в таком виде передали «Спецтрансу» для последующей переработки.

Гражданская активность в виде флешмобов и митингов привела к серии публичных мероприятий с участием представителей власти и регоператора, который еще месяц спустя обнародовал документ под названием «Обоснование мероприятий первого этапа организации деятельности по раздельному накоплению ТКО на территории города Владимир».

Однако дорожная карта «Биотехнологий» была больше похожа на оправдание собственного бездействия: для организации раздельного сбора, видите-ли, нужно оценить техническое состояние контейнерных площадок, выбрать и закупить баки, мусоровозы, заново выстроить логистику. Но главное – план мероприятий не отвечал на вопрос, когда же процесс будет налажен. Он заканчивался пунктом «Организация пропаганды раздельного накопления ТКО среди населения», которая должна стартовать в сентябре 2020 года.

Между тем, обязанность организовать раздельный сбор ТКО прописана в соглашении, заключенном регоператором с администрацией Владимирской области в декабре 2019 года.

Представитель регоператора по связям с общественностью Альберт Скворцов в телефонном интервью «Беллоне» сначала настаивал, что ООО «Биотехнологии» раздельным накоплением уже занимается. Отдельно собирать пластик, стекло, бумагу, текстиль, как это делал «Спецтранс», регоператору, по словам Скворцова, не выгодно. Для этого надо еще увеличить и без того выросший тариф. Зато ООО «Биотехнологии» якобы успешно реализует двухпотоковую модель.

В территориальной схеме Владимирской области объект обработки отходов обозначен – это мусороперегрузочная станция во Владимире. Однако она принадлежит компании «УНР-17», которая неожиданно для себя проиграла конкурс на статус регоператора «Биотехнологиям».

Лишившийся рынка перевозчик был готов сотрудничать с регоператором на этапе обработки отходов. И в тариф «Биотехнологиям» включили 32 млн рублей на оплату этих услуг в 2020 году. Но регоператор тянул с подписанием договора до 21 апреля, вывозя необработанный мусор на свалку и оставляя за собой деньги, предназначенные на обработку. Выгода почти в 3 раза превышает сумму прибыли, заложенную в тарифе.

Скворцов заявил нам в интервью, что на строительство сортировок у регоператора есть 9 лет, и с мусороперегрузочной станцией скоро (правда, неизвестно, когда именно) отношения наладятся. Понятно, что при таком взгляде на проблему, торопиться «Биотехнологиям» некуда.

В этой ситуации примечательна позиция областной администрации. Когда Владимир был завален отходами, пресс-служба губернатора доказывала, что никакого мусорного коллапса нет. Жалобу на то, что отходы не сортируются, а едут прямиком на свалку, написала в департамент природопользования областной администрации общественная организация «Народный контроль». Она же, а не администрация, обратилась в прокуратуру с требованием лишить «Биотехнологии» статуса регоператора за нарушение соглашения, территориальной схемы, порядков накопления ТКО и обращения с отходами.

Похоже, чиновники, призванные работать в интересах жителей и устойчивого развития области, безмолвствуют из опасений быть обвиненными в срыве мусорной реформы. Во Владимирской области она и так в последние дни 2018 года была перенесена на год.

Результаты конкурсов по выбору регоператора многократно отменялись. Соглашение с «Биотехнологиями» было заключено 21 декабря 2019-го, а тариф для компании утвержден 30 декабря. Впрыгнули в последний вагон. А теперь признать, что регоператор не справляется, и начинать все сначала? Отчитаться о достижении целевых показателей нацпроекта «Экология» в таком случае точно не удастся. А к губернатору Владимиру Сипягину, победившему на выборах 2018 года кремлевскую кандидатуру, и без того повышенное внимание…

Почему происходящее терпят городские власти? Был чистый и вполне себе прогрессивный город, где и мусоросортировочная линия работала, и раздельный сбор был налажен, причем многофракционный. И даже заводик по переработке пластика в тротуарную плитку работал. А плитка из отходов шла на благоустройство…

В сентябре – выборы в горсовет с последующим избранием депутатами мэра города. Однако сити-менеджер Андрей Шохин, старающийся удержаться у власти, несмотря на подмоченную антиэкологичной политикой мэрии репутацию, и тот крупную мусорную карту не разыгрывает. Странно?

А дело в том, что в январе генеральным директором ООО «Биотехнологии» стал Булат Гайсин – бизнес-партнер Андрея Шешенина, экс-депутата, осужденного в 2013 году за мошенничество с кредитами. В горсовет Шешенин попал в 2011 году, благодаря тому, что нынешний сити-менеджер Андрей Шохин отказался от своего мандата. Сейчас Андрей Шешенин – известный во Владимире бизнесмен и застройщик, чьи проекты пользуются поддержкой мэрии.

Если дальше распутывать клубок связей, то ниточка от «Биотехнологий» ведет на крупнейший во Владимирской области мусорный полигон у деревни Марьинка Камешковского района. Этот полигон в территориальной схеме определен как место захоронения отходов для «Биотехнологий». Им управляет компания ООО «Спецтехавто», которая через учредителя связана с заместителем гендиректора ООО «Биотехнологии» Альбертом Скворцовым. На захоронение отходов в тарифе на 2020 год заложено 458 млн рублей. И совершенно очевидно, почему в этой стройной системе обработка отходов, уменьшающая их объем, – это лишнее звено и напрасные траты.

«Режим самоизоляции» очень удачно прекратил волну уличных акций за возвращение раздельного сбора во Владимире. Из-за введения режима самоизоляции были отменены и публичные слушания по поводу расширения Марьинского полигона.

А 1 июня экс-перевозчик «УНР-17», оспаривавший в арбитражном суде результаты торгов по выбору мусорного оператора, внезапно подал заявление об отзыве своего иска. За неделю до этого в группе компаний «УНР» сменилось руководство. Один из учредителей пытается опротестовать это решение через суд, поэтому и слушания по иску к «Биотехнологиям» еще не окончены. Мусор тем временем продолжают везти на полигон без сортировки, а голоса недовольных таким поворотом реформы почти не слышны. Все хорошо, прекрасная маркиза!

«Это изначально была неправильная, нечестная история. Она была задумана для лоббирования интересов определенных бизнес-структур. Поэтому бездействие власти и имеет место», – заявила в интервью местному СМИ теперь уже экс-директор «УНР-17» Виктория Панфилова.

Раздельный сбор во Владимире сейчас – это волонтерские акции движения «Социальная инициатива», которые проводятся время от времени и позволяют наиболее осознанной части населения не отказываться от своих принципов.

Примерно 10 человек в день привозят раздельно собранный мусор на базу «Спецтранса» в промзоне на окраине города. Сырье для заводика тротуарной плитки он получает, в основном, вывозя мусор предприятий. Недостающее приходится закупать в других регионах. Возможностей для переоформления и содержания общественных площадок раздельного сбора у «Спецтранса» в нынешних условиях нет.

«Сейчас в сфере обращения с мусором Владимир откатился лет на 15 назад», – с горечью констатирует директор «Спецтранса» Антон Сивков.

Можно, конечно, предположить, что именно во Владимире сложилась столь экологически неблагоприятная властно-коммерческая конфигурация.

Но вот пример Архангельской области, которую постигла та же участь. Там раздельным сбором в трех городах с 2014 года занимался Архангельский мусороперерабатывающий комбинат. Сейчас он простаивает, тоже несмотря на заложенные в тарифе для регоператора средства на обработку отходов.

Новый регоператор, как и во Владимире, возит на свалку несортированный мусор. Переговоры длиной в полгода так ни к чему и не привели. В Архангельской области тоже митинговали за возвращение раздельного сбора 15 марта. И там тоже до сих пор процесс – лишь на стадии дорожной карты.

В Костромской, Волгоградской области и Тюмени, где мусорная реформа стартовала на год раньше, региональные операторы также выдавливали с рынка заготовителей вторсырья – регоператорам повсеместно нужны объемы, потому что к ним привязаны деньги.

«Мусорная реформа пошла не в том направлении, – уверена руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. – Интересы регоператоров противоречат целям реформы. Регоператорам выгодно, чтобы смешанных отходов было больше, потому что тариф устанавливается на них».

Для того, чтобы все работало, как обещано (раздельный сбор, переработка, минимальное захоронение, ликвидация свалок и снижение ущерба окружающей среде, чистые и ухоженные населенные пункты), нужны другие правила игры: высокие налоги на захоронение и сжигание отходов и плата с населения только за вывоз смешанного мусора, считает Анна Гаркуша. Раздельный сбор в таких условиях сразу же становится выгодным, а заявленные цели мусорной реформы – одинаково близкими всем сторонам процесса.

Сейчас же все выглядит так, что мусорная реформа и нацпроект «Экология», подававшиеся под «зеленым» соусом, обернулись банальным переделом бизнеса в ущерб экологическому благополучию регионов, их устойчивому развитию и дополнительной финансовой нагрузкой на бюджеты граждан. Очень похоже на гринвошинг в самой циничной его форме.






Материал предоставлен нашими партнерами