Что будет с отраслью на фоне пандемии? В этом вопросе разбирались руководители ведущих профильных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, пищевых и хлебопекарных предприятий, отраслевых союзов и федеральных сетей, а так же представители региональной власти. с помощью видеоконференции. Тема для обсуждения была выбрана довольно обширной. Больше четырех часов собравшиеся разбирались в вопросе «Рынок индустриального хлебопечения: основные факторы развития, новые тенденции в работе хлебопекарных предприятий».

Владимирскую хлебопекарную компанию представил Алексей Лялин, вице-президент Российского Союза пекарей, Управляющий группы компаний «Delavant» и Олег Омельченко, исполнительный директор группы компаний «Delavant».

"Тема, что поднимаем сегодня очень важная. Что ждет рынок индустриального хлебопечения после карантина? Мы все научились входить в кризис, научились это делать и как-то прогнозировать, но 2020 год добавил нам еще и пандемию. Это очень сильно повлияло на рабочие места, на организацию бизнес-процессов, на маректинг и логистику. Это, безусловно, отразится на нас и в будущем. Поэтому очень интересно обменяться мнениями и попробовать понять, как действовать нам в сложившейся ситуации", - обратился к участникам видеоконфернции Алексей Лялин.

В первой сессии обсудили вопрос подготовки кадров для предприятий пищевой и перерабатывающей, в том числе хлебопекарной промышленности. Михаил Балыхин, ректор МГУПП, рассказал о внедренных, на фоне пандемии, изменений для студентов.

"Мы были вынуждены на 100% уйти в онлайн. Но в целом новизны для нас не было. Университет не первый год реализует гибридные образовательные программы. У нас достаточно развита виртуальная среда. Это и библиотечный фонд и система взаимодействия преподавателей и студентов. В целом ситуация была контролируема. Вопрос был в том, как продолжить технологическую подготовку специалистов в онлайне. Нам пришел на помощь проект, который мы запустили в прошлом году совместно с "Владимирским хлебокомбинатом". Мы создали цифровой двойник цехов хлебокомбината. Они нас поддержали и технически, методически и финансово. У нас был полностью готовый инженерно-технический модуль, то есть цифровой двойник - точная копия одного из цехов, где ребята могут отрабатывать навыки, необходимые им потом в дальнейшей работе", - отметил Михаил Балыхин.

Об изменениях которые произошли и, возможно, будут происходить в характере и направлениях деятельности МПА, какую роль может и должна сыграть Академия в вопросах повышения эффективности работы индустриальных хлебопекарных предприятий рассказала Ольга Ильина, вице-президент Российского Союза пекарей, ректор МПА.

"Пандемия продемонстрировала всю меру ответственности и возможностей по обеспечению населения России упакованным хлебом и другими хлебобулочными изделиями высокого качества и широкого ассортимента при росте санитарных требований к продукции. Многие привычки обязательно изменятся. Мир будет уже другим. Осознанность, конструктивизм и ответственность - по таким принципам теперь придется работать всем компаниям. Мы восприняли время карантина, как время реализации новых программ. Мы активизировали наши деловые контакты, чтобы выйти с новыми инициативами. Профессорский коллектив написал учебное пособие "Зерно как хлеб". Мы ничего не меняем, а сохраняем свои программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, активно переводя их в онлайн формат", - добавила Ольга Ильина.

Об основных проблемах функционирования и развития пищевой и перерабатывающей промышленности России, выявленных в период пандемии, рассказала Ольга Пономарева, ректор Санкт-Петербургского института управления и пищевых технологий.

"В условиях пандемии индустриальные хлебопекарные предприятия столкнулись с сокращением спроса, обострением конкуренции и роста стоимости основного сырья: мука пшеничная и ржаная, а так же вспомогательные ингредиенты. В конце марта резко выросла стоимость сортовой муки, увеличились расходы на поддержание санитарных норм. Но индустриальным хлебопекам было привычно заниматься обеспечением населения хлебом, как продуктом номер один в тяжелые времена", - рассказала Ольга Пономарева. 

Константин Демидов, директор Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, дал свою оценку  взаимодействия власти и бизнеса в период пандемии.

"Власть и предприятия учились вместе тому, как организовать бесперебойную работу в условиях пандемии. Самое страшное было в начале - информационный вакуум, когда отовсюду поступала информация об ужасах коронавируса, а вот о том, как развивать бизнес, не говорили. Для оперативного обмена информацией хорошо себя зарекомендовали виртуальные сообщества, созданные в интернете. Были проблемы в организации взаимодействия бизнеса и органов исполнительной власти, с торговыми сетями и между регионами. Нам всем пришлось активно работать, и мы с этими сложностями справились", - оценил проделанный труд Константин Демидов. 

Вторая сессия была посвящена непосредственно вопросам хлебопечения. Пандемия коронавируса практически совпала с ростом цен на основное сырье для хлебопеков и другими проблемами. Аркадий Гуревич, президент Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий, рассказал о состоянии отрасли и сделал прогноз на будущее. 

"Цены на готовую продукцию напрямую зависят от цен на сырье. Необходимо выровнять цены на зерно, который приводит к росту цен на муку, и, соответственно, вынуждает хлебопеков нести убытки или повышать цены на готовую продукцию. 60 процентов муки производится на индустриальных мукомольных предприятиях, а остальная часть на неучтенных производствах, гарантировать качество сырья которое никто не может. Рынок сам по себе все выровняет, если будет организовано правильное датирование малообеспеченных слоев", - уверен Аркадий Гуревич.

Роман Калинин, генеральный директор компании «Ватель Маркетинг» дал рекомендации как действовать в сегодняшней ситуации пекарням, малому и среднему бизнесу, исходя из своего опыта. 

"До пандемии индустриалы проигрывали войну ремесленным хлебопекам. Поскольку потребитель все больше приходил к мысли, о том, что если мы хотим уникального рецепта, то он обращался в ремесленную хлебопекарню, а вот если нужна была дешевизна, большие сроки хранения и безопасность - обращался к индустриалам. Но сегодня у индустриалов есть реальный шанс отыграть позиции и быть более активным в ремесленном хлебе. Особенно это актуально для небольших региональных хлебозаводов. Онлайн заказы не сыграют большую роль на уровень потребления после карантина. на уровень продажи продукции сказала продвижение через соцсети", - поделился Роман Калинин.

О будущих изменениях рынка хлебопечения на третьей сессии рассуждал Александр Тильдиков, профессор бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО.

"На фоне пандемии на страну обрушился экономический кризис. Но это мнение ошибочно, мы живем в циклическом кризисе. Да, сейчас клиенты стали покупать либо меньше, либо дешевле. Но стало меньше конкуренции, многие магазины и компании закрылись. Ключевым сейчас является изменение в продуктах, потому что у потребителя изменилось ожидания от продуктов. Поэтому продуктовые новации сейчас являются очень важными", - уверен Александр Тильдиков.

Итог встречи подвел Олег Омельченко:

"Тренд ковидозависимости сохранится на долгое время. Но многие кризисы мы уже проходили. Рынок индустриального хлебопечения в период кризисов переживал довольно неплохие периоды, поэтому мы не сформировали коллективного иммунитета, который помогал бы быстро реагировать. Фактором, вляющих на нас являются различные, неуправляемые нами тригерры, которые могут быть как позитивные, так и негативные. Мы уязвимы, несомтря на неплохой тренд развития и пакет экономической защиты. Именно эта уязвимость и позволила нам спрогнозировать некоторые моменты, которые могут повлиять на всю отрасль", - сказал в завершении исполнительный директор группы компаний «Delavant».