«Вызывает возмущение»: Сергей Бирюков об итогах заседания ЗС, перевернутой пирамиде и проблемах вертикали власти
Сергей Бирюков высказался об итогах заседания ЗС Владимирской области
© Законодательное Собрание Владимирской области
23 апреля состоялось очередное заседание Законодательного Собрания Владимирской области. В течение мероприятия депутаты обсудили вопрос объединения районов.
После долгого обсуждения большинство депутатов утвердили объединения Собинского, Меленковского и Муромского районов. Трое депутатов проголосовали против утверждения законопроекта - Антон Сидорко (первый секретарь Комитета Владимирского регионального отделения политической партии «КПРФ»), Антон Клюев (второй секретарь Комитета Владимирского регионального отделения политической партии «КПРФ») и Сергей Бирюков (руководитель фракции регионального отделения Социалистической политической Партии «Справедливая Россия - За правду»). Однако, глава реготделения партии отнёсся с пониманием к объединению Муромского района и округа Муром.
«Владимирские Новости» взяли интервью у Сергея Бирюкова, выступившего против реорганизации, и попросили пояснить, по какой причине он не находит данный законопроект достойным поддержки.
- Как вы оцениваете итоги заседания Законодательного Собрания?
"Главным вопросом, конечно, была такая локальная реформа, точнее старт реформы местного самоуправления во Владимирской области - объединение нескольких муниципальных образований. Итоги ожидаемые, учитывая политическую структуру Законодательного Собрания, никаких других результатов ожидать не пришлось. Все было принято большинством голосов".
- Как мы знаем, отреагировали Вы негативно, как Вы можете это объяснить?
"Ну, конечно, аргументов несколько против того, что проводится. Я это на Законодательном Собрании говорил, с точки зрения правительства Владимирской области, это правильное решение. Это все делается для более спокойного администрирования местным самоуправлением, то есть муниципалитетами, и как аргумент было сказано, что это в связи с принятием изменений в Конституцию о том, что органы местного самоуправления входят в единую систему органов публичной власти. Такой аргумент, он, с точки зрения администратора, правильный. Вот, мы выстраиваем вертикаль власти, что вот у нас есть президент, губернатор, главы муниципальных образований и все. Нам никакое местное самоуправление здесь со своими полномочиями, пусть даже усечёнными, не нужно. С этой точки зрения верно выбрано время. С точки зрения администратора политических процессов тоже правильно. Проводятся выборы в Собинском районе, в Муромском районе, в Меленковском муниципальном районе, и чтобы это не проводить потом и не прекращать полномочия депутатов, что тоже может с некоторыми трудностями быть связано, сделать это сейчас. То есть выборы не проводить, ну и немножко сэкономить. Это незначительная экономия, что бы там не говорилось. Поскольку основные затраты на избирательную компанию - с точки зрения финансов бюджета - это организация работы избирательных участков, которые одни и те же и для муниципального района или округа, и для сельского поселения. Ну, единственное - лишний бюллетень надо напечатать, не такие большие затраты."
"С точки зрения глобальных процессов - понятно, что мы сейчас в сложной ситуации. Надо концентрировать ресурсы, повышать управляемость, но меня-то в первую очередь возмущает такое однобокое трактование конституции, потому что по конституции у нас главным держателем власти в стране является многонациональный народ Российской Федерации, который, очевидно, вот этими решениями поражается в правах. Он не может управлять, осуществлять власть, через старост местного самоуправления. Осуществлять свою власть через своих представителей он может уже в гораздо меньшей степени. Этот процесс мы в историческом разрезе видим, что поступательно мы движемся к лишению этого конституционного права".
"У нас в органах исполнительной власти остались всего два лица, которые в структуре власти избираемые всенародным голосованием - президент и губернатор. Главы избираются советом народных депутатов по представлению конкурсной комиссии, фактически - назначаются. Процедура такая, что повлиять избиратель напрямую на назначение того или иного главы не может. Вот в системе представительных органов власти немножко лучше ситуация - есть Государственная Дума, есть Законодательное Собрание. Остаются советы муниципальных округов, муниципальных районов. Ещё одно звено лишено, это вызывает в первую очередь опасение - уменьшение прав граждан на осуществление власти конституционных прав".
"Местное самоуправление у нас недостаточно работает, и об этом справедливо говорится, о том, что они не обладают достаточными полномочиями в сельских поселениях - нет финансов на осуществление этих полномочий. При осуществлении полномочий совершают ошибки ввиду того, что административный аппарат не обладает компетенциями по подготовке проектно-сметной документации на строительство или ремонт дворца культуры".
"Люди неохотно идут в сельские депутаты, потому что это действительно сложно: полномочий у тебя нет, денег у тебя нет, а избиратели у тебя есть, которые от тебя на расстоянии вытянутой руки, который к тебе в 12 часов ночи в калитку постучатся и скажут, что фонарь не горит у него перед домом и либо сам иди вкручивай, либо собирай своих народных депутатов и вместе идите эту лампочку вкручивать. Но это не решение проблемы. Если местное самоуправление у нас не заработало на местах - это не значит, что нужно его ликвидировать, и тогда все будет нормально. Не нормально".
"И как нам тоже было сказано - все проблемы понимают, что главы продолжат работать уже как сотрудники районной администрации на местах, будут выполнять те же функции фактически. Но экономия не получается от этого, и если раньше депутаты бесплатно общались с избирателями, выслушивали их просьбы, как-то их транслировали, отслеживали, собирали наказы, чего-то пытались добиться, то теперь это будут делать сотрудники районных администраций. Я опасаюсь, что аппараты могут вырасти, и расходы на содержание административных аппаратов могут вырасти в дальнейшем. Либо эти полномочия будут осуществляться в меньшей степени качественно: либо мы до людей не доходим, а заявляется о том, что власть должна быть ближе к людям, вот для этого мы все объединяем, чтобы не было лишнего звена. Но может случиться история совершенно обратная".
"С точки зрения администрации, все правильно, к ним претензий нет, они все делают так, чтобы все было для них эффективно. Но депутатам Законодательного Собрания - это представители народа, их избирали - почему им кажется, что это очень удачная схема? Когда, вместо того, чтобы реализовывать свою власть вместе с гражданами Российской Федерации, которые являются объектом управления, а они должен быть субъектом. Это вот перевёрнутая пирамида. Действительно, вызывает возмущение и отношение к ней депутатов Законодательного Собрания, которые либо не понимают, либо не хотят этого понимать. Ну, списываю только все на текущий момент, когда нужно консолидироваться, консолидировать ресурсы, консолидироваться вокруг вертикали власти. Только для этого".
- Рассматривались ли другие виды реформирования?
"Поскольку я не был вовлечён в разработку проекта, то я не знаю, может, и рассматривались. Но мы у себя, в своих партийных кругах, разные рассматриваем варианты, обсуждаем. Ну вот до реализации не доходит. Например, при подготовке к выборам в Законодательном Собрании мы презентовали проект укрупнения, сохранения органов местного самоуправления. Это у нас было бы более эффективно, что у нас районы достаточно разные и по бюджетной обеспеченности, и по налогооблагаемой базе, и по структуре управления. А вот если такие районы друг с другом объединять, то получилась бы более сбалансированная модель управления. У нас там карта есть, можно было бы посмотреть, вот как один из вариантов. Вот эффективность повышается, и полномочий можно было бы больше дать, поскольку бюджеты двух районов консолидировались".
"Принимается такое решение, оно частично реализовано в случае объединения Муромского района. Я поддержал ввиду того, что, конечно, можно было бы, если бы плюрализм мнений в Законодательном Собрании был бы более широко представлен, оставить жителей Борисоглебского, Гвардейского сельских поселений в некоторых таких заложниках, да, чтобы побудить все-таки более продуманно эту реформу местного самоуправления проводить".
"Если исторически посмотреть, жители Муромского района настрадались уже конкретно, вот в разных границах. В 2000 году Муромский район и округ Муром объединяют. В 2004, по моему, выделяют из него вот этот маленький кусочек, не знаю, зачем, и вот сейчас опять как бы возвращаются к 2000 году. И тоже находились какие-то обоснования, тоже говорились какие-то слова о повышении эффективности, о близости к людям, о доверии к органам власти. Все тоже самое, но при совершенно разных позициях".
"Если мы сейчас вот начнём докапываться до первопричины - почему у нас местное самоуправление плохо работает? Почему у нас люди не хотят идти в органы местного самоуправления? Почему у нас, в принципе, система власти вот работает так и не иначе? Мы придём к тому, что главная проблема - это Единая Россия. Не Единая Россия как объединение людей и политическая партия, а вот именно та роль, которая ей отведена в вертикали власти. Вертикаль власти - это хорошо, когда это власть исполнительная. А все-таки в представительных органах власти должен быть плюрализм в разных подходах и концепциях, конкуренциях идей. Вот это сильные представительные органы, а если представительный орган является лишь таким экспертным собранием, которое визирует решение, то мы, проводя дальнейшую реформу, в конце концов, придём к тому, что задумаемся, а может быть, нам повысить эффективность, и депутаты Законодательного Собрания тоже не особо нужны? Вот к этому придём".
- А если посмотреть на каждый район отдельно, помимо Муромского района, где-то ещё может быть система эта эффективна?
"Вот надо тогда немножко от другого плясать. Я не говорю, что система будет эффективна или неэффективна. Эффективность - смотря с чьей стороны. Эффективна система будет распределять бюджеты и строить там социальные объекты и дороги, в принципе, это не зависит от того сельское это поселение поселение или районное".
"Вот, допустим, Александр Всеволодович Разов (глава администрации Собинского района), как я на комитете ему вопрос задавал, он очень интересный с этой точки зрения, потому что, во-первых, уже старт был маленький: там объединили в прошлом Асерховское и Березовское сельские поселения и передали полномочия в район, и он говорит, что до этого там ничего не делалось, а тут мы дороги в Березовское поселение провели, и Дом культуры там никогда не ремонтировался, вот ремонтируют. Ну это как-то похоже на шантаж. Что мешало до этого там субсидировать, помогать делать проектно-сметную документацию? Не очень понятно. При любой системе можно и эффективно работать, можно и не эффективно работать. И Собинский район интересен ещё тем, тоже я на это обратил внимание, там есть три крупных городских поселения, которые обладают значимыми бюджетами в рамках общего бюджета района. Тут вот тоже важный момент - как, в чью пользу это все будет распределяться? Ну, Александр Всеволодович тоже молодец, на эти вопросы отвечает, что мы тут Дворец культуры, там и там Дворец спорта, и здесь две больницы. Но это федеральные деньги, понятно, софинансирование, вопрос-то не в системе управления, а вопрос в качестве взаимодействия властей уже".
"Если бы реформа подготовлено проводилась, то взяли бы, например, схожие какие-нибудь населённые пункты: сельские в одном в составе городского округа, а другой в составе района. Ну, например, похожий там Лунево и, скажем, там Богослово и провести опрос, насколько жители Лунево удовлетворены взаимодействием с органами власти, реализацией своих прав на местное самоуправление и насколько также удовлетворены жители Богослово. Предполагаю, что все-таки жители столиц несколько по-другому ответили. Ну вот мы тоже можем проследить, как там они действительно реализуют власть, вот там генплан утвердили, они взяли, возмутились, да, если во Владимире утвердили генплан, жители Лунево там об этом даже не узнают, скорее всего. На Собинку интересно будет посмотреть, как это все будет работать. Ну там, конечно личность главы тоже важна".
"Вот Меленковский район, если брать, то это вообще такая лёгкая версия объединения. Там уже и так все сельские поселения отдали свои полномочия, то есть там это пройдёт незаметно. И он все-таки более такой гомогенный, все равно все привыкли там осуществлять свои права и получать поддержку и свои инициативы проводить. Ну просится, наверное, Киржачский район, там тоже проходит полная смена управления, но его не стали включать. То ли, потому что глава там недавно назначен, то ли потому, что там не настолько выстроено взаимодействие по линии партии власти с органами местного самоуправления. В сельских поселениях там есть достаточно сильные и неоднородные составы совета народных депутатов, хотя в самом Киржаче могла бы реформа и не пройти так гладко, а тут все чётко опубликовали, провели подготовленные публичные слушания, советы радостно проголосовали за эту реформу, ну и все, реализуется. Есть некоторые шероховатости юридического характера, но я думаю, что это не помешает, и мы до 1 июня увидим изменения уставов и выборов. Интересно, конечно, посмотреть, как это сейчас будет все реализоваться".
- Какие Ваши дальнейшие действия, планы?
"Во-первых, будем внимательно смотреть за ходом этой реформы, пересмотрим свой план участия в выборах, поскольку в сельских поселениях уже нам не надо участвовать - будем участвовать в муниципальных районах. Постараемся хотя бы получить представительство. Партиям власти, с её ресурсом теперь гораздо проще - не надо распыляться, можно прям вот сейчас составить список советов народных депутатов, который с большой долей вероятности будет реализован. Ну, мы привыкли в таких условиях, в меньшинстве тоже иногда можно достигать каких-то успехов. В прошлом году, когда изменение в 131 закон, по которому сейчас происходит реформа, где дано право субъектам Российской Федерации реализовывать муниципальные районы, в первом чтении принят закон новый, где это, в принципе, единственная форма существования местного самоуправления, то есть никаких сельских городских поселений. И вот в прошлом году уже в июне месяце было публичное обсуждение, была дискуссия. Этот закон был положен под сукно, то есть продлевали срок внесения поправок до 1 июня 2023 года. И он должен был быть внесён на второе чтение, но он так и не внесён. Вот, то есть можно и таких побед достигать. И я тогда тоже активное участие в этой дискуссии предпринимал".
"И, кстати, на Законодательном Собрании Евгению Евгеньевичу Рычкову (главе округа Муром) напомнили, что он то как раз в этой дискуссии выступал с позицией глав сельских поселений и даже называл цифры, что при опросе 65 глав высказались против исключения их из процесса осуществления власти. А здесь он выступил за, хотя, в общем то мог бы и не выступать, то есть он вообще не в рамках этой реформы проводил своё объединение, выступал просто за мнение городского округа муниципального района, но ему напомнили. Дискуссия как-то вот свернула в такую сторону. Вертикаль власти - она такая, из-за этого у нас приходится всем изворачиваться".
"Нет бы эту чёткую концепцию принять - местное самоуправление у нас существует для того, чтобы реализовывать конституционные права многонационального российского народа, вот давайте все для этого делать, не заметать под ковёр. А так конституцию приняли, и мы её все поддержали, консолидировали практически полным составом в Госдуме, в Законодательном Собрании, а исполняется она так "творчески", со своими трактовками. Приняли не только по местному самоуправлению вообще, в принципе, по осуществлению власти. Мы в Законодательном Собрании для этого, и существуем, чтобы не только принимать правильные законы, голосовать за правильные законы, но и обсуждать разные концепции, выражать своё мнение, которое основано на позиции избирателей".
"Ну вот депутаты Единой России тоже говорили, что они голосуют исходя из требований избирателей, которые были на публичных слушаниях, реализованы, ну, это тоже мы должны быть не только как народные избранники, мы ещё и государственные люди, все мы входим в единую систему органов публичной власти. Мы должны быть просветителями в какой-то мере, если мы в одном моменте возмущаемся: "ах, люди не ходят на выборы, не хотят реализовывать своё избирательное право", и в то же время мы говорим: "ну, люди-то все равно не хотят своё право на осуществление власти осуществлять, давайте просто его отберём", да? Надо как-то последовательно учить, показывать, как осуществлять, если что-то плохо осуществляется, подправлять там не работает. Реформу проводить надо, очевидно, что не работает, но по другому как-то, может быть, какие-то другие формы пробовать".
"Например, в Ивановской области была проведена реформа, у нас до этого не дошло, где районные представительные органы формируются из органов второго уровня, то есть сельские депутаты избрались на своём заседании и делегировали в районный совет своего представителя. Вот, может быть вот дальше так продолжить, мы в своей среде это обсуждаем".
"Другое дело, что оппозиционным партиям тогда вообще говорить нечего. Вам такая концепция нравится с точки зрения теоретического осмысления осуществление власти в стране, ну это такая республиканская форма. Но с точки зрения реализации возможностей партии - не нравится, мы тогда не будем представлены на более высоких уровнях. Вот двоякое такое мнение, везде все спорно".
"Кстати, тоже забыл сказать про то, что не хотят идти в депутаты. На заседании Роман Валерьевич Кавинов на это указал, что вот, оппозиционные партии возмущаются, а сами одного-двух выдвинут и то хорошо. Я ему тоже парировал, чтобы интерес партии повысить - давайте вернём смешанную избирательную систему на выборах в поселковые и городские поселения. И тогда интереса у партии гораздо больше будет, а так партии фактически становится на территории делать нечего. Вот у нас в уставе есть региональное отделение и местное первичное отделение. Региональное отделение, понятно - это областные органы власти, местные отделения, районные, а суть существования первичного отделения вот я пока не могу придумать, чем бы его занять. Если раньше можно было представить, что первичное отделение как-то осуществляет на уровне сельского или городского поселения программу партии, сейчас для чего - непонятно. Выборы глав тоже можно было бы вернуть.
"То есть где-то ущемили в правах, но где-то прав дали больше. Объединили районы - ну давайте тогда вернём выборы глав местного самоуправления, чтобы это действительно были народные представители раз такие функции и доверие, чтобы они доказывали".
- Вы планируете эти вопросы поднимать на Законодательном Собрании?
"Все состоялось уже, то есть я, конечно, расстроен был. Не итогами, итоги мне были понятны, но подготовкой. Фактически дискуссии-то никакой не было, не считая публичных слушаний, которые проходили, консультаций тоже никаких не было, поэтому фактически только там, на таком межличностном уровне обмен мнениями был. Да и позиция Единой России в Законодательном Собрании расстроила, ну понятно, что партийная дисциплина, ну хоть кто-то бы сказал, что да, некоторые сомнения есть, давайте наделим старост полномочиями бОльшими, дадим им какой-то свой бюджет на реализацию наказов избирателей, там ещё как-то вот чтобы они это они не справятся. Зачем мы тогда все это делаем? Поднимать (вопросы) сейчас смысла нет, в дальнейшем, когда будет проходить эта реформа, если будут какие-то обсуждения - конечно, да. Я свою позицию пока не поменял, но тем более она и с партийной позицией согласуется. У меня вообще редко партийная позиция с личной расходится. И мы будем и дальше указывать на те недостатки и предлагать свои какие-то решения".
- Завтра состоится заседание Законодательного Собрания, подскажите - какая повестка, что будет обсуждаться?
"Будут обсуждаться изменения в бюджет Законодательного Собрания Владимирской области. Изменения очень серьёзные, я в отпуске нахожусь, документы ещё не изучал, но обязательно сегодня посмотрю. Если пойму, что вот точно нужно - изменю свои планы и буду участвовать".