Во Владимирской области выросла себестоимость вывоза мусорных отходов

В России выросла себестоимость вывоза мусорных отходов

icon 17/07/2024
icon 13:45

© Филиал «Владимирский» ООО «Хартия»

Филиал «Владимирский» ООО «Хартия»

Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» занимается формированием комплексной системы по обращению с твердыми коммунальными отходами в России. Организация проанализировала деятельность 54 наиболее крупных регоператоров по стране, выявив рост себестоимости вывоза отходов.

В различных регионах нашей страны рост себестоимости достигает более 30 процентов и складывается из нескольких показателей: фонд оплаты труда, расходы на горюче-смазочные материалы, стоимость мусоровозов и многое другое. Так, если в 2021 году один мусоровоз стоил 6-7 млн рублей, то сейчас этот показатель составляет 10-11 млн рублей.

Гендиректор ППК «РЭО» Денис Буцаев сообщил, что: «Рост фактических затрат на деятельность регоператоров по сравнению с 2021 годом зафиксирован по расходам на материалы, топливо, технику, зарплаты и услуги по обращению с отходами. Рост себестоимости вывоза отходов варьируется в разных федеральных округах и достигает 50%. При этом рост себестоимости зафиксирован при сдержанном росте тарифа для потребителей».

Так, на 40 процентов и выше выросли затраты на горюче-смазочные материалы. Затраты на топливо – на 35 процентов, технических жидкостей – на 45 процентов. Последнее связано с уходом иностранных компаний и дефицитом продукции отечественного производства.

Значительно подорожал ремонт мусоровозов - на 52 процента. Это связано с необходимостью покупать дорогие запчасти для отечественного и иностранного парков мусоровозов. Выросла лизинговая ставка до 37 процентов. Для сравнения: рост ключевой ставки Банка России на начало 2021 года составил 4,25 процента, в 2024 году – 16 процентов. Подорожали и услуги регоператоров по транспортированию ТКО на 40 процентов. Кроме того, увеличились расходы на размещение и обработку отходов на 40 процентов. Также увеличилась стоимость приема отходов.

По причине роста затрат, которые больше, чем индексация тарифа, сбор платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» не покрывает текущие затраты регоператоров. Отмечается, что не все затраты учитываются при установлении тарифов. В частности, не учитывается рост транспортных расходов и расходов на перегрузку. Проценты по кредитам и займам тоже учитываются не во всех случаях, закупка и ремонт контейнеров учитывается не более 1% от НВВ, если территориальной схемой не предусмотрено иное. Фонд оплаты труда учитывается исключительно по статическим данным, не соответствующим рыночным условиям. В связи с этим фиксируются случаи сокращения затрат на штат сотрудников.

Соответственно, дальнейшее увеличение себестоимости деятельности регоператоров может привести к систематическим нарушениям графика вывоза ТКО и росту несанкционированных свалок, неспособности организовывать вывоз ТКО в праздничные дни, в рамках сезонных мероприятий по уборке территорий и при увеличении туристического потока в отдельных регионах РФ.

Алексей Куртишвили, Исполнительный директор компании ООО «Хартия» отметил следующее: «К сожалению, в текущих макроэкономических условиях отчетливо наблюдается тенденция к увеличению разрыва между фактической себестоимостью оказываемых услуг региональными операторами и текущим уровнем тарифа. Ситуация, складывающаяся на рынке труда, вынуждает региональных операторов увеличивать заработную плату производственного персонала, несмотря на то, что в тарифе учтен меньший уровень зарплат. Чтобы исключить при этом кассовый разрыв, региональные операторы вынуждены брать кредиты на операционную деятельность. Однако в долгосрочной перспективе это лишь будет способствовать увеличению кассового разрыва, так как региональный оператор будет тратить на обслуживание процентов те средства, которые мог бы вложить в основную деятельность компании.

Единственный выход из наметившейся ситуации компания ООО «Хартия», как один из крупнейших региональных операторов по обращению с ТКО, видит в установлении экономически обоснованного тарифа. Каким именно будет механизм установления этого тарифа – ляжет ли рост тарифа на плечи потребителя или он будет субсидироваться государством – решение этого вопроса зависит уже не от региональных операторов».