Самый главный хэппи-энд-2020: волонтеры «Лизы Алерт» вспоминают поиски Савелия Роговцева
©
Несомненно, в 2020 году самой хорошей новостью года была новость о найденном спустя два месяца поисков первоклассника. Заветные слова «Найден. Жив» и тысячи слезинок счастья от всех россиян, которые переживали за судьбу мальчика из Владимирской области. В конце ноября в полицию Камешковского района поступило сообщение из следственного комитета, что пропавший 28 сентября Савелий Роговцев найден.
Мальчик был в деревне Макариха. Его удерживал взрослый мужчина, которого задержали.
Напомним, ребёнок пропал 28 сентября по пути из школы. Волонтеры проводили масштабные поиски. Также он был объявлен в федеральный розыск. Публикуем воспоминания волонтеров «Лизы Алерт» о самом резонансном поиске десятилетия.
Александр Щукин (позывной – «Ромео»), координатор поиска Савелия:
«Текущий поиск — один из самых масштабных, резонансных. Очень много было сделано, очень много отрабатывалось версий параллельно.
Собранную информацию (все артефакты, улики) передавали правоохранительным органам и в следственный комитет.
Да, масштабный поиск оказался ещё и по фотографиям - сколько сняли с коптера... Это, пожалуй, рекордное количество снимков, которые пришлось отснять и оперативно отсмотреть. Приезжали люди из разных регионов, даже руководитель #ЛизаАлерт из Карачаево-Черкесии приехал. И, конечно, не может не радовать, что такой отклик получил наш призыв о помощи - чудо, конечно же, чудо.
Очень рад, что всё закончилось хорошо, и по сей день нахожусь в небольшом шоке - эмоции зашкаливают, не могу собрать мысли воедино. Спасибо всем огромное!»
Виктор Дулин, координатор поиска Савелия:
«Подытоживая события, хочу остановиться немного поподробнее на следующих моментах:
- Отработка задач на местности.
Прекрасно отработана территория (в том числе и при помощи БПЛА, кинологических расчетов, конных групп, специальной проходимой техники). В первые дни поиска водолазами отработаны все ближайшие водоемы. Все добровольцы закрывали свои задачи на месте так, чтобы с уверенностью можно было сказать: «Его здесь нет».
Произведена огромная работа по оклейке ориентировок, распространению информации.
Несмотря на всё ещё растущую с каждым днём иллюзию бесполезности наших действий, отрядом было сделано всё, что входило в нашу компетенцию, и самое главное - всё, что было в наших силах. Спасибо всем участникам поиска - опытным и новичкам!»
Валентина Савинова (позывной – «Denva») координатор поиска Савелия, региональный представитель отряда «ЛизаАлерт» Владимирской области:
«Мы верим в чудеса! Чудеса случались с нами не раз. Но все равно, прежде всего, мы живые люди. После стольких дней поиска в какие-то моменты опускались руки, казалось, что шансы найти Савелия таяли на глазах. Мы продолжали верить, мы продолжали искать!
У меня не было времени в полной мере прочувствовать ощущения от сообщения «Найден, жив!», так как сразу началась невероятная вереница звонков.
«Накрыло» только на следующий день - до сих пор не могу выразить словами свои эмоции.
Поиск Савелия (точнее, его счастливый исход) дал огромному количеству родителей, чьи дети не были найдены, надежду на чудо…»
Екатерина Богатова (позывной – «Menks»), инфорг поиска Савелия:
«Страх, недосып и 300 метров неизвестности... Я уже и не помню те дни активной стадии поиска - помню, как телефон бесконечно звонил, не замолкая совсем... Нервная усталость, беспомощность и надежда на чудо. И чудо произошло. Когда координатор сообщила эту новость, на меня напало легкое оцепенение. Я боялась переспросить... Потом все эмоции, которые копились во мне эти два месяца, вырвались на волю - Савелий жив! Словами не передать всю радость - это самое главное событие этого года для меня!»
Мария Лебедева (позывной – «Лебедь»), инфорг поиска Савелия:
«Поиск Савелия для меня запомнится людьми, звонками, бессонными ночами и огромным желанием найти ребенка, во что бы то ни стало. Это желание было везде - витало в воздухе, неуловимо улавливалось в глазах, в жестах, в дрожащем голосе в телефоне - найти, успеть. Работа на износ каждого из нас, на пределе, на пике своих эмоций и сил. Срывы, которые подступали к горлу, гасили и шли дальше. Я помню ощущение, когда хотелось обнять и поддержать каждого уставшего поисковика - и они платили мне тем же. Люди валились с ног, но при этом (обессиленные и уставшие) находили минуту на слова поддержки друг другу. Мы не сдавались... Описать, что я испытала, когда Саву нашли, словами невозможно. Это ощущение абсолютного счастья и покоя, переоценка всех жизненных ценностей и приоритетов. Знаю точно, что с этого момента я уже не буду прежней...»
Юлия Хисамиева, регистратор на поиске Савелия, руководитель направления «Профилактика» отряда «ЛизаАлерт» Владимирской области:
«Поиск Савы останется навсегда в памяти. Терять детей — самый большой страх в жизни любого родителя. А вы представляете себе этого родителя, который это всё переживает? А его глаза? Это ужасно. Каждый день в штабе я встречалась с этими глазами - они просто ломали у меня всё внутри. Но это давало ещё больше сил и мотивации искать, не сдаваться.
Уезжать из штаба, видя этот взгляд, эти глаза, было тяжело, оставлять их одних было больно. Инфорги как могли - поддерживали и были рядом в телефонных разговорах.
А увидеть новость о том, что Саву нашли - как увидеть настоящее чудо!
Знаете, какая самая большая награда для нас в этом поиске? Глаза папы, который на следующий день давал интервью - это живые глаза! Боль ушла. Вот это дорогого стоит!
Для всех взрослых этот поиск - большой урок, ужасный урок. Наши дети - наша ответственность! Беречь, любить и защищать, все 24 часа, семь дней в неделю, только так и никак иначе!»
Артем Дроздов (позывной – «Нео»), старший поисковой группы, руководитель направления «Радиосвязь» отряда «ЛизаАлерт» Владимирской области:
«Когда поступила заявка на поиск Савелия, поначалу я думал, что этот поиск, как и многие другие, закончится ещё до выезда или по факту приезда к месту штаба: загулялся мальчик, поссорился с родителями - но он вернётся. Не то, чтобы это расслабляло, но уж очень этого хотелось. Уставший (за спиной почти три тысячи километров трассы, буквально из машины в машину) быстро загружаю все необходимое для штаба и обеспечения связи и еду на место. Далее - две недели как в тумане: связист, картограф, регистратор, доставщик групп, водитель болотохода и ещё много кто. В голове только одна мысль: «Где ты, Сава? Лишь бы успеть». Я был в отпуске, но и он подошёл к концу. А далее «работа — штаб — работа», иногда сон.
Не знаю, почему, но я верил, что он жив: ну, не может быть так, что на территории, где не было живого места от количества треков пройденных маршрутов, мы что-то пропустили. Шло время, свернулся штаб, но не терялась надежда: в ДК продолжал свою круглосуточную работу СК, мы продолжали выезжать и искать снова и снова. И вот, 19-го ноября под вечер, всех прорвало -новости, чаты, сообщения - долгожданное слово «СТОП».
Удачи тебе, парень, ты её точно заслужил!»
Ирина Салтыковская, куратор отряда «ЛизаАлерт» Владимирской области, руководитель пресс-службы региона:
«Когда мы узнали о том, что Сава найден живым, у меня совсем не было времени на эмоции и на свои чувства - на радость, и желание расплакаться от счастья.
Новость, что он найден живым, вызвала настоящий шквал звонков, сообщений, комментариев.
Этот шквал накрывал с головой, не давая долго всё осмыслить.
Необходимо было всё согласовать и подготовиться к общению со СМИ, организовать мониторинг социальных сетей, чтобы не пропустить комментарии и сообщения.
Мы не раскрываем подробности о нахождении людей. Тем более - о детях.
Это вполне оправдано: ведь за каждым поиском скрыты судьбы, судьбы целых семей.
Неизвестность, страх, боль утраты или радость встречи - те чувства, которые нельзя выставлять напоказ. Нельзя препарировать ради любопытства общественности. Даже счастье. Даже самую невероятную историю спасения нужно охранять от посторонних глаз, от посторонних слов и обсуждений.
Я много раз спрашивала людей, чьих близких мы находили живыми, буквально выхватывая из трагедии: «Чего бы вам хотелось, когда все уже позади?» И самый частый ответ: «Забыть этот кошмар». Забыть, понимаете? Забыть – когда не нужно обсуждений, «ладошек» в комментариях, восторженных возгласов и толпы любопытствующих. Не нужны слова, даже самые добрые.
Нужна тишина. Наедине с близким человеком. Просто обнимать, просто знать, что все закончилось. И забывать.
Возможно, именно понимая это, мы и своими эмоциями не сильно делимся.