Проректор ВлГУ в интервью с «Владимирскими новостями» объяснил изменения в системе образования

Проректор ВлГУ рассказал об изменениях в системе высшего образования

icon 18/06/2024
icon 20:00
Проректор ВлГУ в интервью с «Владимирскими новостями» объяснил изменения в системе образования

© Владимирские Новости

Владимирские Новости

Сдача экзаменов и поступление в вуз — важные этапы в жизни каждого школьника. От того, насколько хорошо вы подготовитесь к экзаменам и пройдете процесс поступления, зависит ваше будущее. Важно выбрать вуз и специальность, собрать необходимые документы и поступить в ВУЗ своей мечты. Уже прошла первая волна сдачи государственных экзаменов, и самое время для школьников задуматься о том, с каким университетом связать свою жизнь. 

В связи с этим "Владимирские Новости" взяли интервью у проректора по учебно-методической работе и проектной деятельности Владимирского государственного университета Ильи Паньшина. 

- Какие сейчас перед вами стоят цели и задачи на предстоящий учебный год?

Мы сейчас находимся как раз на самом этапе окончания учебного года 2023-2024 и старта приёмной компании 2024-2025 года. Поэтому на ближайшее время понятно, что у всех вузов, у всех учебных заведений - это успешный выпуск наших выпускников.

В рамках приёмной компании мы ставим для себя действительно большие цели и задачи: это и привлечение качественных абитуриентов, это и адаптация, и модернизация наших образовательных программ с теми вызовами и теми задачами, которые сейчас ставят перед системой высшего образования в нашей стране. Мы сейчас и адаптируем и внедряем новые образовательные программы.

В этом году у нас 4 новых программы в бакалавриате и 4 магистерских программы. С этого года мы в качестве нового пилотного проекта запускаем подготовку лицейских классов среднего общего образования. Вы знаете, что не один вуз в России имеет в своём составе школы, то есть лицеи. До этого у Владимирского госуниверситета не было, мы получили лицензию на среднее общее образование и объявили набор в лицейские классы. Сейчас идёт приём документов, и в составе нашего университета будут учиться не только студенты высшего образования, не только СПО, но ещё и школьники 10-11-х классов.

В первую очередь мы хотим усилить подготовку по инженерным, естественно-научным направлениям для того, чтобы эти ребята полюбили и инженерные и естественные науки, физику, математику, химию, и сориентировались на дальнейшее своё обучение на программах, где нужны эти знания т компетенции на высшем образовании.

Также наши перспективы связаны с участием в крупных исследовательских проектах. Мы, в том числе, пытаемся адаптировать наши образовательные программы под те приоритеты, которые связаны с технологическим суверенитетом, с прорывными направлениями в науке. В нашем университете есть несколько опытно-производственных площадок, на базе которых студенты, даже не выходя из университета, могут получать профессиональные инженерные компетенции.

Научно-образовательный центр внедрения лазерных технологий, инжиниринговый центр, который лазерные технологии разрабатывает - студенты там же проходят практику. Сейчас для нас самое важное - это провести приём студентов на следующий учебный год, достичь результатов по их подготовке для того, чтобы они смогли обучаться дальше. Ну и мы планируем участвовать в различных конкурсах.

Один из ключевых конкурсов на федеральном уровне является конкурс передовых инженерных школ. У нас в университете есть хорошее инженерное ядро, и мы хотим, чтобы оно позволило университету стать одним из передовых инженерных школ нашей страны.

- Вопрос по поводу технических специальностей: как ещё прорабатывается этот вопрос с улучшением статистики?

Несмотря на то, что мы уже давно классический университет, мы всеми силами хотим сохранить инженерную подготовку. И для этого у нас действуют инженерные институты, естественные институты. Но вы сами понимаете, что качество абитуриентов и определённые сложности с приёмом на инженерные направления подготовки существуют у всех вузов в стране. Это в первую очередь связано и с недостаточной подготовкой по физике, по информатике, это и связано с определёнными сложившимися стереотипами, то есть изменениями в обществе. Но сейчас ситуация начала существенно меняться, мы уже видим, что и больше ребят на выпуске из школ сдают физику и информатику, особенно информатику. Есть больший интерес к сдаче по информационным технологиям, у нас самый широкий спектр подготовки и по информационным технологиям, и по инженерным направлениям. Мы ждём абитуриентов, которых мы будем готовить. Понятно, что подготовка инженерных кадров невозможна без хорошего и тесного взаимодействия с партнёрами-работодателями, потому что востребованность в инженерных кадрах огромная. Работодатели еженедельно, ежемесячно обращаются за хорошими выпускниками.

Сейчас во Владимирской области, и в других регионах развиваются производства, создаются новые рабочие места, под них просто не хватает кадров. И вот сейчас мы проводим такую работу, чтобы наши работодатели начинали взаимодействовать и искать себе работников не среди выпускников, а среди студентов предвыпускных курсов. Сейчас крайний день для подготовки предложений на целевое обучение, сейчас подаются заявки на целевой набор обучения, работодатели уже с 1 курса по сути заказывают себе подготовку, и мы вот очень хотели бы, чтобы в эту работу включились максимальное количество наших работодателей, которые связаны с техническими направлениями подготовки и начали работать со студентами, с младших курсов.

Что это даёт? Во-первых, в течение обучения студенты проходят практику, пользуются лабораторным учебным оборудованием, которое уже максимально приближено к их будущей работе. Например, когда работодатель свою аудиторию или лабораторию оборудует именно под свои потребности, под те технологии, которые будут использоваться - это сразу привлекает студентов, когда они видят, что это современно, очень ярко, модно, востребовано. Ну, а работодатель всячески пытается этого студента уже там с 1-3 курса закрепить за своим предприятием, для того, чтобы после выпуска он пришёл к ним трудоустраиваться. Вот по такой модели сейчас идут большинство вузов страны и владимирский университет не исключение.

Мы работаем сейчас со множеством работодателей. У нас есть несколько проектов, 1 из самых интересных - со стекольными предприятиями Гусевского района. Мы сейчас пытаемся со средней школой начинать работать, когда на базе образовательных учреждений Гусевского района, стекольного колледжа, уже начинаются профильные классы.  С 5-7 класса, где ребята уже начинают интересоваться своей профессией, интересоваться работой на производственных стекольных предприятиях. И только после этого понятно, что они выберут и начнут дальше учиться именно по тем направлениям, которые позволят им вернуться на свои производства.

Такая схема ранней профориентации, работы со школьниками, сейчас одна из приоритетов, который мы пытаемся развивать для поддержки инженерного образования. Это профориентационные мероприятия, экскурсии, дополнительные занимательные занятия. Ну вот, например, тот же самый студент, школьник, если ему не начать в какой-то интересной занимательной форме, давать инженерные какие-то дисциплины, ту же самую занимательную физику, занимательную химию, он может и потом не связать свою жизнь с такими дисциплинами, а вот если туда привлекать, в том числе университетских преподавателей, показать, как это здорово. Они выбирают гуманитарные направления, общественные, экономические, какие угодно. Но если создать в школьнике интерес и зародить вот эту вот жилку, - в том числе с нашими партнёрами, например, Кванториум, который то же самое делает, когда в своих образовательных программах показывает, насколько здорово, интересно заниматься техникой, - общее впечатление и привлекает их на инженерное направление.

- То есть гусевской школой уже это все работает?

С гусевскими школами и колледжами, не с одной. Там есть активная группа, которая пытается всячески привлечь ребят из школ для того, чтобы они участвовали в этом проекте. Это такой эксперимент, с которым мы двигаемся. Мы двигаемся не только с этим, например, только что подписан договор с новым учреждением "Образовательный центр для одарённых детей Прогресс", что рядом с нами находится, раньше назывался первый лицей-интернат, о создании профильного проекта "инженерно-технологический класс робототехники и промышленного программирования". 

В чем его суть? На базе этого образовательного центра, формируется тоже лицейский класс, и наши преподаватели университета будут привлекаться для проведения специальных инженерных дисциплин. Мы стараемся их заинтересовать, чтобы они выбрали эту профессию и поступали на инженерные направления подготовки и специальности. Такая профориентация привлекает абитуриентов на инженерное, естественно-научное направление.

- Это направление будет как-то продвигаться дальше по всем школам?

У нас есть практика молодёжных школ, все 10 институтов университета со своими базовыми партнёрскими школами создают молодёжные школы по своим направлениям, по профилям. Вместе со школьниками они дополнительно проводят мероприятия, экскурсии, активности, олимпиады. Эта практика есть, но если мы говорим об инженерном направлении подготовки - оно одно из самых сложных и требует оснащения материально технической базы. Вот, например, мне очень нравятся наши химики. Они проводят школу экспериментальной химии, приглашают школьников, не во всех школах есть все необходимое лабораторное оснащение для проведения занятий по химии. Мы понимаем, что сейчас в этом направлении позитивные изменения произошли, школьники с удовольствием к нам приходят и участвуют в лабораторных опытах экспериментах, чтобы посмотреть, насколько здорово, насколько интересно на профессиональном высоком уровне заниматься химическими опытами. И после этого они уже более осознанно выбирают, идут на направление подготовки, где требуется химия. Вот такое взаимодействие, и мы все наши школы, всех наших партнёров приглашаем к такому взаимодействию с нашими профильными кафедрами. 

- Какие проблемы ещё ставятся на предстоящий год?

Основная проблема для нас, как для любого университета, - это конкуренция. То есть мы находимся в конкурентной среде, и мы очень хотим, чтобы ребята, которые ориентируются при поступлении на разные вузы, и на вузы московские и петербургские. Нам бы очень хотелось, чтобы, ну, выбирая место обучения, большая часть владимирских студентов оставались в городе Владимире и Владимирской области. Мы это понимаем, мы хотим продвигать и развивать свой регион. Это не то чтобы проблема, это связано с тем, что наш университет вполне успешно конкурирует с ведущими вузами страны. Но это не всегда помогает, и достаточно существенная часть наших выпускников и абитуриентов уезжает учиться в другие регионы. Мы очень рады за наших партнёров, за вузы других регионов, мы делаем то же самое и примерно где-то четверть студентов владимирского госуниверситета - это студенты не Владимирской области. Они точно также приезжают из других регионов учиться у нас.

Задача нашего университета в конкурентной борьбе достичь такого уровня признания, известности и узнаваемости бренда Владимирского госуниверситета. И здесь ваша помощь нам очень нужна для того, чтобы студенты и Владимира и области, из других регионов выбирали Владимирский госуниверситет.

Здесь задача не только в нашем университете. Это комплексная задача регионального уровня, потому что человек выбирает не только где он будет учиться, но и где ему потом будет интересно работать, где ему удобно и комфортно жить. Это и городская среда, и культурная среда, и так далее. Здесь у Владимира есть хорошие преимущества. То есть те люди, которые приезжают сюда, они действительно видят, какой красивый город Владимир, Суздаль, Муром, где у нас находится муромский филиал. Но вот эта комплексная задача, она связана с тем, что не все вузы в других регионах полностью обеспечивают общежитием своих студентов, по объективным причинам просто не хватает фондов. У нас в этом есть преимущество, мы обеспечиваем всех ребят, которые к нам приезжают из других регионов, общежитием.

С другой стороны - уровень заработных плат. Понятно, что ребята, которые едут учиться, например, в Москву и Санкт-Петербург, они заинтересованы в том, чтобы некоторые из них хотят трудоустроиться в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь тоже динамика сейчас достаточно положительная и многие предприятия Владимирской области при дефиците кадров, который есть сейчас, существенно повышают уровень оплаты труда, и это тоже будет сдерживать отток кадров. Поэтому задача комплексная это и работа университета, и нашей региональной системы образования, и всей экономики Владимира области. Тогда у нас будут оставаться ребята и приезжать из других регионов.

- Наблюдается ли дефицит кадров в вузе?

Нет, дефицита кадров нет. На текущий момент ВУЗ полностью укомплектован всем профессорско-преподавательским, всем инженерно-техническим составом, аспиранты работают в университете, чем хорош университет, как кузница кадров. Я всегда говорю тем, что у университета всегда есть свой кадровый резерв. То есть, если нам требуются кадры, у нас всегда есть свои аспиранты, есть студенты, выпускники наших же кафедр, наших же институтов. Аспиранты нашего университета всегда могут прийти работать на кафедры и связать свою жизнь дальше с университетом.

Что касается научных исследований, то аналогичная ситуация. Наши же аспиранты, студенты. Если есть хороший исследовательский проект, в котором можно поучаствовать, хорошие деньги заработать, то они вовлекаются в исследовательские задачи и работают. Мы готовим кадры для всего региона: для города Владимира, для себя. Я не вижу здесь большой проблемы, хотя конкуренция есть и все работодатели говорят: "дайте нам лучших студентов, лучших выпускников". Мы всегда говорим: "мы лучших бы ещё и себе бы оставили, они нам тоже нужны". Всегда человек выбирает там, где ему лучше.

- Как ВлГУ взаимодействует с ПИМУ?

Это нам дружественный филиал, дружественный ВУЗ, он использует ту площадку, которая для нас знакома. Мы с ними хорошо контактируем в рамках региональных мероприятий, городских мероприятий. Пересечений у нас по направлениям подготовки нет, так как они сконцентрированы именно на подготовке врачей, мы не готовим врачей, поэтому вместе решаем суммарно задачи по обеспечению кадров Владимирской области. У нас есть хорошая практика подготовки инженерных кадров для медицинских учреждений, наши ребята, в том числе, приходят в медицинские учреждения для того, чтобы использовать, настраивать и обслуживать сложное медицинское оборудование. Мы часто встречаемся, и наши студенты вместе участвуют в различных мероприятиях. Поэтому мы желаем нашим друзьям и коллегам активно развиваться. Они недавно стартовали, но они быстро наберут хороший темп для того, чтобы готовить медицинские кадры для нашего региона.

- Что думаете о новом проекте перехода от бакалавриату к специалитету, точнее, упразднения бакалавриата?

Понятно, что специалитет существует уже давно. Здесь очень сложно сказать, сейчас идёт эксперимент по переходу на новую систему. Там даже не будет самого термина "специалитет", которое для нас привычно. Есть базовое высшее образование, специализированное высшее образование. Здесь основная идея - взять все лучшее из того, что ранее было в советской системе образования, но и сохранить все то современное, новое, что было взято в постсоветское время. Болонская система каких-то больших преимуществ нашим выпускникам не даёт, потому что, если есть между странами межправительственное соглашение о признании дипломов между странами, то даже не так принципиально важно, что у тебя указано в самом дипломе - бакалавр, магистр, специалист. Если ты приезжаешь туда, между странами подписывается соглашение, дипломы признаются, и вы там работаете, а вот если нет межправительственного соглашения - то чтобы у вас не было написано в дипломе, то все равно будут определённые сложности для трудоустройства в других странах.

Болонская система привела к такому усложнению образовательных программ, которые не так просто адаптировать под систему бакалавриата, магистратуры. Многие инженерные специальности сохранились в формате специалитета, потому что их увязать в эту систему было невозможно. Поэтому в рамках эксперимента есть попытка сейчас перестроить модель, когда недостающие годы, которых в бакалавриате по некоторым направлениям подготовки просто не хватает, и некоторые направления подготовки базовые будут как 4, так и 5, даже 6 лет подготовки.

А специализированное высшее образование будет узкое, под определённые программы, которые будут связаны, может быть, с какими-то даже очень узкими потребностями, работодателями, то есть их будет меньше. И вот сейчас те вузы, которые в этом эксперименте задействованы, они сейчас работают, нарабатывают первый опыт этого эксперимента, все остальные вузы ждут их результатов. По прогнозам, в ближайшие 1-2 года этот эксперимент будет расширен. Система образования будет отходить от Болонской системы, будем переходить на это базовое высшее образование для самих студентов.

Ничего принципиально не меняется, то есть и вариант высшее образование по текущей системе, и по новой системе - все дипломы будут актуальны, будут признаваться. И вот то, что сейчас приёмная компания ещё идёт по действующей системе: бакалавриат, специалитет, магистратура, в этом нет никаких затруднений, никаких сложностей для наших абитуриентов. А по переходу там будет видно, будет ли возможно выбрать, например, для второкурсников, которые поступали на бакалавриат, смогут ли они перейти на базовое высшее образование, чтобы получить такой диплом. Никаких трудностей не будет. Ребята выбирают высшее образование, приходят в ВУЗ, выбирают то направление подготовки, какое им нравится, до 5 направлений могут выбрать сейчас, только что завершилась основная волна сдачи ЕГЭ, ребята все сейчас переживают, ждут оценок своих. Мы всех приглашаем к нам в университет. Приходите со всеми вопросами.