Владимирский аэропорт ждут перемены: оправданные траты или туманные перспективы?
Александр Авдеев рассказал о перспективах владимирского аэропорта
© Андрианов Алексей / Владимирские новости
27 августа во Владимире состоялась 3-часовая пресс-конференция губернатора 33 региона Александра Авдеева. На мероприятии он ответил на множество вопросов журналистов и поделился некоторыми планами дальнейшего развития области. Губернатор более подробно поведал о ситуации вокруг реконструкции аэропорта Семязино.
Александр Авдеев рассказал, что со второго раза торги по реконструкции аэропорта состоялись. Антимонопольная служба признала московскую компанию "Автобан" победителем, об этом "Владимирские новости" узнали ещё 21 августа. 27 августа с фирмой был заключён контракт.
Напомним, что сумма договора составила 5 250 000 000 рублей. Глава региона подчеркнул, что изначально проект оценивался институтами ЛенАэроПроект и АэроПроект проект выше: 9,5 млрд рублей и 6,5 млрд рублей, соответственно. Однако стоимость оказалась слишком высокой для Правительства региона. Из-за этого объявление о закупке изначально выставили по заниженной цене - 5 млрд рублей. Подрядчиков данное предложение не заинтересовало, поэтому регвласти подняли стоимость на 250 млн рублей и выложили новый тендер. Такое предложение привлекло две компании в итоге победил Автобан. Здесь шло также не всё гладко, поскольку на объявление была подана жалоба в УФАС.
Губернатор подчеркнул, что более 5 млрд рублей потратят только на первый этап реконструкции аэропорта. Работы включают в себя продление взлётно-посадочной полосы с 1.9 км до 2.6 км, что позволит принимать практически все самолёты, строительство периметра безопасности, ливнёвую систему и т.д. При этом пассажирский терминал в рамках контракта построен не будет.
На данный момент в аэропорту имеется помещение, однако оно является недостаточным для крупных перевозок. Здание вмещает в себя 40 пассажиров в час. Для того, чтобы принимать гражданскую авиацию по 100 - 200 человек нужен терминал вместимостью минимум 200 пассажиров в час. Оптимальное количество - 400 человек.
По строительству пассажирского терминала губернатор обозначил два варианта:
1. По договоренности с компанией "Новапорт" может построить терминал за собственные средства из расчёта 400 пассажиров в час. Однако не факт, что компания будет готова вложиться после строительства взлётно-посадочной полосы. Губернатор отметил, что слишком много факторов могут повлиять не решение фирмы отказаться от строительства здания;
2. Если частный партнёр откажется от строительства за свои средства, то в бюджете заложены деньги для пристройки к уже существующему терминалу. Подобный объект обойдётся в 300 - 500 миллионов рублей.
Сумма более 5 миллиардов на реконструкцию не является конечной, отметил губернатор. Скорее всего в процессе придется столкнуться со скрытыми работами, поэтому власти уже готовы к тому, что контракт может быть увеличен, отметил Авдеев. Так, например, может понадобиться новый командно-диспетчерский пункт для визуального наблюдения за взлётной полосой.
Куда полетят самолёты из Владимирской области?
По вопросу данному Александр Авдеев не смог дать чёткого ответа. Всё будет зависеть от частного партнёра регправительства компании "Новапорт", которая поможет "накатать" маршруты:
"Нам бы, конечно, было бы правильнее, если бы появился партнер, который имеет сеть. Тогда он просто направляет воздушные суда и может легко нам обозначить маршрутную сеть. Если сами будем заниматься, то нам на это потребуется несколько лет", - сообщил губернатор.
Почему аэропорт не заработал в прошлый раз?
Губернатор также вспомнил о том, что ранее власти уже пытались привести аэропорт в рабочее состояние, однако тогда ничего не вышло. Глава региона пояснил, что состояние и длина взлётно-посадочной полосы, которая есть недостаточна для посадок крупных бортов. При этом экономика аэропорта, построенная на маленьких судах вообще никак не складывается, подчеркнул Александр Авдеев: "Это экономически не выгодно. Экономика начинается складываться если судно берет на борт сто и более пассажиров, же двести.. Там начинается окупаемость рейсов", - пояснил губернатор.
Отдельно глава региона сообщил, что состояние взлётно-посадочной полосы было такое, что владельцы авиакомпаний отказывались сажать самолёты.
При каких обстоятельствах аэропорт начнёт окупаться?
Окупаемость аэропорта начинается с пассажиропотока в примерно 500 тысяч человек в год. Если граждане используют самолёты реже, то требуется субсидировать билеты: "Не надо испытывать иллюзий. Авиационные перевозки, как и любые перевозки субсидируемы в нашей стране как и любой другой транспорт", - подчеркнул Авдеев.
Он также сообщил, что пассажиропоток в ближайших регионах не достигает окупаемости: в Ивановской области он варьируется от 70 до 100 тысяч человек в год, в Ярославле - от 70 до 150, в Калуге аэропорт мог принимать до 250 тысяч человек. Таким образом, с точки зрения правительства в субсидировании нет ничего плохого. В планах губернатора достигнуть пассажиропотока в 250-300 тысяч пассажиров в год. По замыслу главы области 100-150 тысяч будут приходиться на жителей 33 региона, остальное - туристы.
В то же время во время конференции невольно возник вопрос: "Зачем тратить на аэропорт значительные средства, а после субсидировать убыточную сферу авиаперевозок?"
Губернатор, предвосхитив подобный вопрос, сообщил, что вокруг аэропорта планируется создать экономический кластер, который должен значительно увеличить доходы региона. Для этого в будущем на Дуброве построят пересадочную железнодорожную станцию для того, чтобы можно было удобнее добираться до аэропорта. Планируются инвестиции в вертодром. Также есть идеи подвязать авиаперевозки к складированию товаров в регионе и в целом стимулировать развитие авиационной отрасли в регионе. С этой точки зрения реконструкция аэропорта кажется более оправданной.
Позиция федерального центра
Однако и здесь не обходится без вопросов. До сих пор есть сложности с финансированием со стороны федерального центра. Напомним, что изначально Росавиация скептически восприняла проект аэропорт "Семязино", затем, в ходе переговоров, организация согласилась компенсировать 10 процентов стоимости объекта и помочь с установкой оборудования. "Владимирские новости" решили прояснить ситуацию. Представители Правительства Владимирской области отметили, что Москва выжидает и пытается понять есть ли смысл выделять больше средств на проект. Об этом же рассказал Александр Авдеев.
"По решению президента модернизируется 70 аэропортов, Владимирская область может стать дополнительным аэродромом в случае плана "Ковер". Мы в программу субсидирования не попали, но есть хитрость: изначально, когда строили школу в Суздале и Драмтеатр - мы не имели федеральной поддержки, а потом получили. Федеральное правительство может увидеть, что мы работаем и выдаст деньги, как на Суздаль и Драмтеатр", - рассказал губернатор.
Таким образом, благодаря некоторым возможным перспективам проект дорогого аэропорта на бумаге уже не кажется такой плохой идеей. Однако позиция федерального центра, количество средств затрачиваемых на объект, а также многочисленные непредвиденные обстоятельства, несмотря на все описанные перспективы, всё же заставляют в лучшем случае проявлять сдержанный оптимизм.