"Будьте добры, обратите на нас внимание": чем крут детский кинематограф во Владимире и почему он нуждается в поддержке
© Фото: vk.com
Дети – наше будущее. Но дети – это и наше настоящее. Что сегодня будет вложено в них, такое будущее и ждет наше общество завтра.
Есть ли будущее у владимирского кино? А есть ли у него настоящее? Есть ли во Владимире дети, которые занимаются кино, и есть ли взрослые, готовые заниматься с детьми?
Во время прямой линии с врио губернатора Александром Авдеевым 7 декабря текущего года в студию ГТРК «Владимир» позвонил режиссер Игорь Вадимович Мельников. Он попросил Александра Авдеева обратить внимание на детский кинематограф во Владимирской области, который в последние годы переживает не самые легкие времена.
«Уважаемый Александр Александрович! Большая просьба обратить внимание на владимирских кинематографистов. Была детская студия кино и телевидения. Прекрасно занимались, снимали кино. Успешно занимали и занимаем призы, в том числе на международных кинофестивалях. Однако, сейчас студия не работает, а запрос очень большой. Нет помещения и, соответственно, финансирования. Собственные средства закончились. Помимо этого много проектов, относящихся к кино: проведение фестивалей и так далее. Будьте добры, обратите на нас внимание. Спасибо!»,- прозвучал вопрос Игоря Вадимовича.
«Обращу внимание. Ну, вот декорации у нас шикарные. Особенно если у нас получится по максимуму подготовить Суздаль к празднованию 1000-летию Соответственно, наверное, это должно достойно лечь уже на пленку, либо в цифру. И какие-то возможности для современного творчества нужно создать. Ну, познакомимся обязательно»,- ответил Александр Авдеев.
Корреспондент «Владимирских новостей» Роман Костоправов встретился с Игорем Вадимовичем после прямой линии и пообщался на тему детского кино во Владимире.
Знакомство Игоря Мельникова с Владимирским кинематографом началось с детской студии кино и телевидения «КИД» Ольги Павлычевой, к работе которой он подключился в 2014 году. Сама студия была создана тремя годами ранее.
«Есть такая Ольга Павлычева. У нее была детская студия кино и телевидения, и мы с ней начали работать. Я больше работал с детьми. И, понимаете, ребенок, который занимается, хочет видеть плоды своего труда. Я требую, дети подчиняются, что-то выполняют, но они должны видеть результат. Значит надо снимать какое-то кино. Но мы все прекрасно знаем, что кино без денег не бывает. У меня была прослоечка небольшая, я же отработал почти 20 лет на Мосфильме в разных кинокомпаниях. Я начал снимать на свои»
«Маме передайте, что я умер сразу»
Кадр из фильма «Они не играли в войну»
Первая картина, которую Игорь Мельников снял со своими подопечными к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, называлась «Они не играли в войну». Было это в 2015 году. Финансировал картину фонд «Здоровье Отечества».
«Получасовой фильм, короткометражка. Это трилогия, в которой есть госпитальная история про девочек медсестер, про мальчишку сына полка и про подростка в оккупации. Очень сырой фильм. Потому что все быстро, быстро, быстро! Мы уже опаздывали к Дню Победы. Но была премьера в ОДРИ во Владимире. В основном, конечно, ветераны приходили».
Для ребят, которые приняли участие в съемках фильма, он был знаковым, и в судьбе некоторых из них сыграл огромную роль.
«Когда мы ребят собрали, пробовали на разные роли я их просил: "Посмотрите кино какое-нибудь военное. Только советское! Почитайте книги". И они прониклись».
Кадр из фильма «Они не играли в войну»
«Когда начинали снимать, то первая история у нас госпитальная. Надо было кого-то положить, чтобы играть раненых. Я оператора попросил найти кого-нибудь. И пришел парень один, Артем. Фамилию я забыл. Такой эпизодик у него был, в котором он играл обгоревшего танкиста. У него одна фраза буквально. Медсестре он говорит: «Маме передайте, что я умер сразу». И я с этим Артемом разговариваю, спрашиваю, а кем ты хочешь быть? Вот ты в 11-м классе! Он сказал, что еще не знает. И прошло несколько лет, года три наверное. А я живу недалеко от ВлГУ. Иду пешочком весной, и кто-то мне сзади: «Здравствуйте!». Поворачиваюсь, говорю: «Здравствуйте». А он вырос, возмужал. Естественно, я его не узнал. А он говорит: «Да это я, Артем». Опа! Я говорю: «Ну чего?». Он говорит: «Я поступил на исторический факультет. И моя тема – Вторая мировая война и больше всего Великая Отечественная». Понимаете, у ребят ломается все, они занимаются историей, им это интересно становится все».
Самой картины на просторах «Интернета» сейчас не найти. Есть только трейлер.
Детская киностудия, к сожалению, прекратила свое существование в 2016 году. Помещение на улице Девической, в котором занимались ребята, было предоставлено студии бесплатно. Но владелец передал кому-то свой бизнес и бесплатная «аренда» прекратилась. Денег, которые платили за занятия родители, на оплату этого или другого помещения не хватило бы.
«Нет, и не проси, мы сами катаемся!»
Кадр из фильма «Однажды»
Но повезло. Судьба свела Игоря Вадимовича с профессиональным владимирским режиссером Сергеем Миляевым, у которого была своя студия, а при ней существовала и киношкола.
«Здесь была киношкола одна. Сергей Миляев такой есть. Вот он профессиональный режиссер. Мы с ним познакомились. И мы договорились, что я буду заниматься с детьми. Набрали группу. Я с ребятами занимался. К нам приходили профессионалы из театра драмы, которые преподавали актерское мастерство, технику речи. Режиссуру и сценарное дело преподавали я и Сергей».
Но, как и в первой киностудии, нельзя было обучать детей кино и не снимать его. В 2017-2018 годах сняли которткометражку «Однажды».
Кадр из фильма «Однажды»
«Надо было на конец учебного года что-то снять. Я прикинул, позвонил другу, чтобы достать каких-то денег. И мы вместе с ребятами написали сценарий. Фильм называется «Однажды», 15-ти минуточка. Он о взаимоотношениях подростков в школе: об обидах, об оскорблениях, о взаимовыручке в итоге. Мы его сняли, чтобы ребята посмотрели, чтобы родители посмотрели. А потом, когда смонтировали, с монтажером сидим и я говорю: «А вроде ничего материал получился»? А он говорит: «Да, прекрасно»! Я говорю: «А давай куда-нибудь на фестиваль закинем»! И он у нас взял три приза. Но главный был на Нью-Йоркском кинофестивале короткометражного кино».
Картина заслужила хорошие отзывы критиков, завоевала несколько наград, в том числе «Хрустальную звезду» на кинофестивале короткометражного кино в Нью-Йорке.
Но и эта детская студия не смогла долго просуществовать. После завершения фильма «Однажды» занятия прекратились, и больше организовать студию детского кино не удалось.
«Ванька»
Кадр из фильма «Ванька»
Игорь Мельников продолжил поддерживать отношения с ребятами, которые раньше у него занимались. И вот у кого-то из взрослых родилась идея снять что-нибудь к 75-лети Победы.
«Кто-то из взрослых мне сказал, что хорошо бы что-нибудь снять к 75-летию Победы. Ну, я заразился этим и написал сценарий – «Ваньку». Меня попросили написать сценарий полнометражного фильма. Подсчитал бюджет и сразу понял, что нет, денег таких мы не найдем.
После этого я в Москве встретился со знакомым, который помог найти спонсора. Он согласился проспонсировать короткометражку. Я переписал сценарий на короткий метр.
Во время следующей встречи, которая была во Владимире, он опят попросил переделать сценарий. Не хотелось ему, чтобы были взрывы, война и среди всего этого дети, чтобы убивали кого-то. И у меня быстро все перевернулось. Ведь дети не только воевали, они и у станков стояли. И я написал сценарий «Ваньки». Про мальчишку, который во время войны, когда отец ушел на фронт, работал на заводе».
Эпизод съемок фильма «Ванька»
Приключений со съемками фильма на этом не закончились. Оставался острым вопрос с деньгами.
«Интересный момент. Когда спонсор посмотрел сценарий, то сказал: «Я буду финансировать, но имей в виду, в пределах миллиона». Смешно! Ну нет таких бюджетов даже вот на такой фильм. Это историческая картина. только костюмы съедают половину бюджета. Спорили! Я начал договариваться. Помогли знакомые. Оператор, очень востребованный оператор, Макс Макаров. Кастингом занималась Саша Морозова, она же была вторым режиссером на площадке. Кастинг провели в ОДРИ. Стали заниматься с детьми. Не актерским мастерством, на это уже не было времени. Просто просили проникнуться, изучить тему. Ребята молодцы. Они подошли к съемкам очень серьезно. И бюджет у нас получился 1,25 млн».
Эпизод съемок фильма «Ванька»
Но долгожданный момент наступил! Наступил вместе с пандемией, которая внесла свои коррективы в премьеру. Многих, кто смотрел картину, удивило, какими малыми средствами она была снята.
«Когда фильм был смонтирован, когда фильм был готов, нам пандемия, конечно, помешала. Мы не смогли провести нормальную премьеру, хотя договоренности были с «РусьКино». Но не получилось. Я начал отправлять фильм на фестивали всевозможные. Специалисты высказывали положительные отзывы о фильме. И стали спрашивать: «А сколько денег?» Когда я озвучил бюджет, сказали, что такого быть не может. Это тянет миллионов на пять минимум. Я сказал: «Нет, таких денег я бы не нашел».
Фильм оказался успешным, завоевал награды на многих кинофестивалях в России и за рубежом.
«На сегодняшний день уже собрал 5 призов! Уже ставить некуда. Последний мы получили две недели назад. Это не кинофестиваль, это «Национальная премия на благо мира». Там было интернет голосование. Смотрю, начали люди голосовать из Европы, из бывшего СССР. Оставляли много хороших комментариев. И через полтора месяца он вышел в следующий этап с первого места. У нас очень серьезная конкуренция была: «Подольские курсанты», «Пальма», «Доктор Лиза». Там не было разделения на короткий метр и полный метр. Было просто - «Художественное кино». Потом экспертная группа выбирала лучшую картину. И звонит девушка и говорит: «Мы вас ждем». Награждение было на Поклонной Горе в кинотеатре «Победа».
Среди других наград Игорь Мельников особо вспоминает «Хрустальную звезду» Нью-Йоркского кинофестиваля короткометражного кино. Картина стала победителем в номинации «Лучший игровой фильм» и на международном кинофестивале в Тихвине Ленинградской области.
Занятия в студиях и участие в съемках помогли детям преодолеть свои страхи, определиться в жизни.
«У нас девочка была. Катя ее звали. Она маленькая была, в первый класс только ходила. Очень зажатая была, очень. Мы с ней и так и сяк. А когда мы снимали фильм «Однажды» у нее там всего одна реплика была, когда ее в санках везут. Она там так оторвалась, что я там сам опешил. Я потом с мамой разговаривал, и она просила: «Ой, Игорь Иванович, а можно еще где-нибудь посниматься? Я говорю: «Да я с удовольствием, но мы сейчас ничего не снимаем». Если бы мы снимали, я бы взял обязательно этих ребят».
Кадр из фильма "Однажды"
«Макс Макаров стал прекрасным оператором. Один мальчишка хотел быть журналистом и фотохудожником. Я ему предложил пойти в спортивную журналистику. Он сказал: «Точно!» И стал им. Девочка одна в Питере окончила институт культуры. Парень один закончил Ярославское театральное училище. Одна девочка поступила во ВГИК на режиссуру. Я доволен, потому что приложил к этому руку».
О возрождении киностудии для занятий с детьми, о проведении во Владимире кинофестиваля детского кино и хотел поговорить Игорь Мельников с врио губернатора Александром Авдеевым, когда задавал ему вопрос в прямом эфире 7 декабря этого года.
«Я предлагал кинофестиваль детского кино. Вот я хотел об этом поговорить с Авдеевым. Я уже организовывал два кинофестиваля патриотического кино «Над гранью».
На это надо по минимуму миллиона три. Я понимаю, что дороги надо ремонтировать. Но ведь не едиными же дорогами мы живем.
Если б мы с ним встретились где-нибудь в январе, мы могли бы к сентябрю уже организовать детский кинофестиваль».
Но обратной связи от губернатора пока нет.