Антон Сидорко: Зачем Владимирскую область вгоняют в долги?
© Фото: из личного архива
Инвестиционная политика во Владимирской области последнее десятилетие неуклонно катится в пропасть. Фактически провалился проект технопарка в Камешково: вместо 988 рабочих мест за три года там создали лишь 8. Фонд развития моногородов через суд уже обязал правительство региона вернуть 600 млн рублей, потраченные на создание технопарка. Еще 90 млн рублей требует вернуть Фонд развития территорий – за строительство новых котельных в Камешково и Суздале: власти также не достигли целевых показателей.
То же самое может случиться и с проектом частного города в Доброграде. Под его реализацию Владимирская область взяла инфраструктурный бюджетный кредит на сумму 3,8 млрд рублей. Причем к проекту даже у чиновников прежней администрации региона изначально были большие претензии.
Согласно проекту, до 2025 года в Доброграде планируется создать 4282 рабочих места, построить 182 тысячи кв.м жилья, где поселится 7547 человек. Частные инвестиции должны составить 24,3 млрд рублей, а бюджет пополнится на 9,5 млрд рублей различных отчислений.
Еще в 2021 году у некоторых чиновников возникли вопросы к проекту. Во-первых, каким образом население Доброграда за четыре года может вырасти в 10 раз – на фоне вымирания населения и завышенных цен на жилье в поселке. Во-вторых, кто купит жилье в Доброграде, если сама особая экономическая зона «Доброград-1» еще только создается. В-третьих, какими средствами будут созданы тысячи рабочих мест.
Департамент регионального развития в сентябре 2021 года сделал вывод, что инфраструктурный проект Доброграда «не отвечает в полной мере требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189… и не может быть включен в заявку Владимирской области на получение ИБК в представленной редакции». Однако, несмотря на это, первому заместитель губернатора Александру Ремиге удалось продавить кредит.
В начале 2023 года депутаты фракции КПРФ в Законодательном Собрании запросили в правительстве региона данные о реализации проекта Доброграда. Достигнутые на сегодняшний день показатели, мягко говоря, не впечатляют:
из 24,3 млрд рублей инвестиций привлечено 4,7 млрд рублей (19,3% от целевого показателя);
из 4282 рабочих мест создано 188 (4,4%);
вместо 7547 человек в Доброграде живут 964 человека (12,8%);
из 188 тысяч кв.м жилья построено 38,5 тысячи кв.м (21,2%);
из 9,5 млрд рублей отчислений в бюджет поступило 0 рублей.
За два года работы в особой экономической зоне «Доброград-1» зарегистрировались только 6-7 резидентов. За их счет в «Доброграде-1» будет создано максимум 1050 рабочих мест, а инвестиции составят до 5,5 млрд рублей, что в 4 раза меньше, чем планировалось. Однако, как сообщил вице-губернатор Сергей Волков, часть проектов может либо задержаться, либо не реализоваться вовсе из-за санкций. Несмотря на это, Александр Ремига оценил деятельность особой экономической зоны «Доброград-1» как «достаточно эффективное функционирование».
Если проект Доброграда не удастся так же, как и проект технопарка в Камешково, то Владимирской области придется досрочно возвращать огромный кредит. При этом государственный долг региона за год правления Александра Авдеева уже вырос почти вдвое.
На 1 января 2022 года заимствования Владимирской области составляли 3,75 млрд рублей. На 1 января 2023-го – уже 6,71 млрд рублей. Федеральные эксперты отметили, что рост госдолга в 78,6% – самый большой среди регионов ЦФО. Вдобавок на 2023 год дефицит областного бюджета планируется в размере 7,5 млрд рублей, и их нужно будет каким-то образом перекрывать.
Первоначальные опасения и претензии властей к проекту Доброграда сегодня воплощаются в жизнь. А расплачиваться за это придется всем жителям Владимирской области, ведь для того, чтобы вернуть в федеральный бюджет средства за неудавшиеся прожекты, придется, очевидно, урезать социальные программы. А приезжие чиновники, которые набрали для региона многомиллиардные кредиты, уедут, и спросить будет уже не с кого.
Фракция КПРФ в Законодательном Собрании изначально выступала против выделения бюджетных средств на развитие частного города Доброград. Однако администрация региона и депутаты от «Единой России» защищали проект своих однопартийцев. На февральском заседании Заксобрания по предложению депутатов-коммунистов решили провести выездную проверку Доброграда, чтобы выяснить, какие риски в реализации проекта имеются и не закончится ли это все плачевно. В том числе нами направлены соответствующие запросы в адрес вице-премьера РФ Марата Хуснуллина.
Руководитель фракции КПРФ Антон СИДОРКО