«Весь негатив будет уходить в округ»: политтехнолог рассказал о последствиях объединения районов Владимирской области
Полковников рассказал о последствиях появления округов во Владимирской области
© Анна Шлыкова / Владимирские новости
"Владимирские новости" продолжают общаться с экспертами по поводу объединения районов Владимирской области в округа. Отметим, что на данный момент состоялись публичные слушания по поводу преобразования в двух муниципальных образованиях. Речь идёт о Меленковском и Собинском районах. В обоих случаях жители территорий проголосовали за объединение сельских и городских поселений в рамках округа. 16 апреля пройдут слушания по поводу объединения городского округа Муром и Муромского района.
Напомним, что преобразования направлены на ликвидацию низового уровня органов местного самоуправления, а именно городских и сельских поселений. Последние объединятся с районом сформировав муниципальный округ. При этом сельские и городские советы будут устранены, местные администрации при этом станут окружными отделами. Таким образом преобразования значительно снижают количество депутатов местного самоуправления и позволяют сэкономить бюджет на проведении местных выборов.
Ранее, редакция поговорила о реформе с известным политологом Дмитрием Нечаевым. Исследователь подчеркнул, что ликвидация городских и сельских поселений, как низового уровня местного самоуправления является частью процесса формирования единой вертикали публичной власти. Данные преобразования начались ещё в 2010-е годы с ликвидации прямых выборов мэров регцентров. При этом исследователь отметил, что преобразования реализуются для укрепления власти глав райцентров. С точки зрения Дмитрия Нечаева преимущества описываемые администрациями могут оказаться простым лукавством.
Теперь "Владимирские новости" поговорили о преобразованиях с политтехнологом Евгением Полковниковым. Исследователь заметил, что однозначным плюсом реформы можно считать сокращение целого ряда расходных статей для местного и регионального бюджетов. Помимо финансовой нагрузки уменьшается нагрузка на аппарат управления, поскольку чиновникам не потребуется тратить время и силы на организацию выборов в поселениях.
Отдельно политтехнолог заметил, что реформа, по сути, юридически закрепляет то состояние местного самоуправления, которое сложилось де факто. Депутаты не обладают ни серьёзным политическим влиянием, ни значительным бюджетом:
"Все мелкие поселковые советы и главы, в общем то, никакого реального влияния на политическую жизнь района не оказывали. Зачастую даже "Единой России" иногда сложно было найти кандидатов в депутаты в поселковые советы. В лучшем случае это работа на общественных началах и общение с населением", - отмечает Евгений Полковников.
Политтехнолог также заметил, что для выполнения хозяйственных функций бюджетов на уровне поселений также часто не хватало. В то же время глава населенного пункта был подотчётен и более зависим от избирателей.
"В сельском поселении все друг друга знают, и глава в той или иной степени должен ориентироваться на мнение избирателей, хотя бы с прицелом на будущие выборы депутатов", - заметил исследователь.
При формировании округов все будет сводиться формированию жесткой вертикали власти, считает Евгений Полковников. Вся полнота ответственности и полномочий будет концентрироваться на главе окружного центра. В то же время теперь всю ответственность за успехи и неудачи перед жителями муниципального образования будет нести глава округа.
"В своих ответах работники отделов окружной администрации будут ссылаться на указания главы округа. Соответственно, ответственность за все нерешенные бытовые проблемы и вопросы будет нести перед местным населением руководитель объединенного муниципалитета. Весь негатив граждан будет уходить из поселений в округ".
В то же время, недовольство граждан реже будет иметь какие-либо значительные последствия для глав муниципальных образований. Последние не выбираются напрямую и не так сильно зависят от избирателей, считает политтехнолог.
По мнению исследователя, гражданам не стоит ожидать улучшения качества жизни после объединения муниципальных образований. Отмечается, что изменение структуры управления не сможет сказаться в положительную или в отрицательную сторону на его эффективности.
"Важно то, насколько глава муниципального образования сможет грамотно выстроить свою работу и собрать команду, которая сможет решать поставленные задачи. На мой взгляд, эта реформа принципиально не повлияет на работу глав округов. Я не думаю, что преобразования существенно улучшат эффективность работы органов местного самоуправления.. Это административная реформа, которая, возможно, способна что-то скорректировать, но я не думаю, что стоит ожидать существенных результатов", - отметил Евгений Полковников.
Политтехнолог при этом заметил, что в преобразованиях может быть заложен один важный политический момент. Изменение системы местного самоуправление может существенно повлиять на региональные и местные выборы с неожиданной стороны. Оппозиционным партиям на выборах губернатора будет проще проходить муниципальный фильтр.
"Сейчас резко сокращается число муниципальных депутатов. У нас при выдвижении кандидатов в губернаторы есть квота на то, чтобы потенциального руководителя региона поддержало определенное количество местных депутатов. Получается, что у нас сейчас, условно говоря было, например, в регионе, 1000 депутатов, а останется, допустим, 250 депутатов. Соответственно, возрастёт политическое значение каждого отдельного голоса с одной стороны, а с другой повысятся, на мой взгляд, шансы оппозиционных депутатов на то, чтобы провести самостоятельно через муниципальный фильтр своих кандидатов. Полагаю, что после реформы необходимо будет собрать намного меньше подписей депутатов. Раньше шансов самостоятельно пройти муниципальный фильтр у оппозиционных партий не было из-за большого количества сельских депутатов", - сообщает исследователь.
Евгений Полковников считает, что у оппозиции есть время для того, чтобы провести своих депутатов в окружные советы и усилить свои позиции перед региональными выборами. Таким образом, считает политтехнолог, политическая ценность депутатского места повышается.
"Мне кажется, с политической точки зрения может сложиться любопытная ситуация. Возможно, что инициаторы реформы могут и не задумываться об этом во время преобразований. Понятно, что у нас губернаторские выборы, с одной стороны управляемые достаточно сильно. Однако я имею ввиду, что с точки зрения выдвижения кандидатов эта управляемость снижается. Если, например, коммунисты договорятся с ЛДПР и с "Новыми людьми" о выдвижении какого-то единого кандидата, то, возможно, с учётом нового количества местных депутатов, им удастся собрать самостоятельно эту квоту без помощи своих политических оппонентов. До этого подобных шансов не было, на мой взгляд. Оппозиция сможет сконцентрироваться, например, на 2-3 протестных районах и провести там определенное количество своих депутатов".
Однако разыграть эту карту оппозиция сможет только в том случае, если перейдёт к активным действиям. При сохранении политической пассивности проводимые реформы никак не улучшат позиции оппонентов правящей партии. Неприятный сюрприз может ожидать региональных властей только в том случае, если на владимирскую политическую сцену выйдет новый яркий игрок, например, Максим Шевченко.