«Это лукавство»: политолог Дмитрий Нечаев рассказал о последствиях объединения в районах Владимирской области

Политолог рассказал о последствиях объединения районах Владимирской области

icon 09/04/2024
icon 16:00

© Анна Шлыкова / Владимирские новости

Анна Шлыкова / Владимирские новости

Во Владимирской области в апреле пройдут слушания по поводу объединения муниципальных образований. Речь идёт о Собинском (10 апреля) и Муромском районах (16 апреля). В Меленковском районе вопрос преобразования органов местного самоуправления обсудили 3 апреля. 

Суть реформирования муниципальных образований состоит в том, чтобы убрать низовой уровень сельских поселений, присоединив их к райадминистрации. Таким образом в районе исчезают городские и сельские советы, при этом администрация переподчиняется райцентру. Сторонники объединения считают, что благодаря реформе удастся сэкономить средства, улучшить управление, сформировать единую концепцию развития района. Кроме того, удастся объединить местные бюджеты в единый окружной что может поможет решению местных проблем. При этом граждане не будут отдалены от власти. Жителям отдаленных деревень не придется ехать в райцентр, чтобы решить свои проблемы, о всех имеющихся сложностях люди смогут рассказать представителям окружной администрации на местах, отмечают инициаторы реформы.

В связи с объединением районов "Владимирские новости" обратились к политологу Дмитрию Нечаеву за комментарием по данным преобразованиям.

Политолог отметил, что реформы местного управления стартовали ещё с 2015 года. С точки зрения исследователя изменения в системе местной власти являются откатом назад:

"Реформа местного самоуправления представляет собой такой муниципальный политический маятник. С начала он в 90-е годы качнулся влево и местное самоуправление четко отделили от государства в Конституции. Потом в 1996 году был принят федеральный закон.. который усилил позицию местного самоуправления в политическом отношении. Маятник, таким образом, качнулся влево, в плане свободы, самостоятельности местного самоуправления и разнообразных форм. Потом, в 2000-е годы начался обратный отсчёт. Маятник качнулся вправо. С 2015 года власти взяли курс на ограничение местного самоуправления, его интеграцию в общую вертикаль власти", - отметил исследователь.

Стартовало ограничение местного самоуправления с постепенной отмены прямых выборов мэров областных центров. После этого разговоры пошли об изменении структуры местного самоуправления. В 2020 году в Конституции РФ появилась формулировка о единой системе публичной власти, которая включала в себя местное самоуправление. Политолог подчеркнул, что сейчас происходит постепенно завершение интеграции органов самоуправления в единую вертикаль власти.

В разговоре с редакцией исследователь подчеркнул, что объединение муниципальных образований внутри района явление общероссийское. Отмечается, что Александр Авдеев в некоторой степени даже опоздал с реализацией реформы. Политолог считает, что промедление связано с политическим стилем управления губернатора 33 региона: "он неспешный и достаточной медлительный".

Дмитрий Нечаев рассказал, что многие регионы уже прошли данный этап: "где-то в течение года объединение происходило в Тамбовской области". Исследователь отметил, что там двухуровневая система самоуправления (районы и поселения) была быстро упразднена, после чего сформирована строгая вертикаль власти. Губернаторам, которым необходимо полное подчинение и порядок, как правило, пытаются ликвидировать низовой уровень местного самоуправления, сообщает политолог.

"Александр Авдеев не оригинален, он просто приводит в соответствие то, что его коллеги уже сделали там 2 - 4 года назад", - отметил Дмитрий Нечаев.

Политолог подчеркивает, что изменения в местном самоуправлении негативно отразятся на низовой активности граждан. Инициативы будут исходить реже. Население будет интегрировано в вертикаль власти. Управлять при этом станет значительно легче.

"Упразднение низового уровня местного самоуправления не содействует демократичности управленческих процессов... ещё и прибивают низовую активность граждан", - сообщает Дмитрий Нечаев.

В то же время политолог отметил, что у проблемы есть второй ракурс - люди которые работают на низовом уровне. Активных граждан на уровне сельских поселений может просто не быть, найти их порой бывает сложно.

"Когда проходят выборы, невероятно сложно найти не то что толковых кандидатов в депутаты, скажем, сельского поселения, но и даже главу исполнительной власти муниципального образования", - пояснил исследователь.

Иногда граждане просто не хотят идти работать, поскольку зарплата небольшая, а ответственности много. Поэтому с этой точки зрения изменения принимать необходимо в силу обстоятельств.

Политолог также отметил, что местные власти за счёт реформы будут дистанцироваться от граждан. По словам исследователя, власти не очень то хотят работать на интересы людей. У них как бы есть начальство сверху, и они стараются подчиняться руководству: "поэтому, естественно, проблема существует, и она будет только усиливаться", - подытожил исследователь.

В то же время Дмитрий Нечаев подчеркнул, что имеют место быть установки сверху, которые ориентируют региональных и местных властей выстраивать систему обратной связи. От большинства губернаторов исходят установки, в том числе, которые реализуются через систему kpi в отношении глав муниципальных районов и городских округов. Соответственно, от глав администраций требуют, чтобы учитывалось мнение и позиция людей во время принятия решений. Данный механизм работает, но не так хорошо как хотелось бы, отмечает политолог.

Дмитрий Нечаев заметил, что консолидация бюджетных средств в райцентре вряд ли будет способствовать скорому решению проблем жителей: "я думаю, что это просто манипулирование широким общественным мнением". Местное самоуправление всегда страдало на низовом уровне всегда страдало от недостатка финансов, считает исследователь. При этом, вышестоящие власти не были заинтересованы в передаче ресурсов низовым структурам, поскольку так ими легче управлять, отмечает политолог. Остаётся надеяться на достаточное количество грантов и фондов для развития местного самоуправления для решения проблем населения.

"А вот то, что.. объединяют население и говорят, что за счёт централизации средств мы будем решать больше проблем и будем вам помогать. Я думаю, что это лукавство", - подытожил исследователь.