Во Владимирской области обнаружен необычный коллекционер «жвачной» атрибутики
© Фото: из личного архива героя публикации
Еще будучи в юном возрасте Константин Арутюнов собирал вкладыши от жевательных резинок. Сейчас мужчине 42 года, и его коллекция расширилась до 30 тысяч различных «жвачных атрибутов» (наклеек, вкладышей, сводилок и оберток). Среди них есть и особенные экземпляры, которые представляют немалую материальную ценность. Во Владимирской области это направление очень редкое, можно даже сказать, – уникальное. «Владимирские новости» накануне пообщались с коллекционером.
«Парадоксально, но я не люблю долго жевать жвачки и плохо умею надувать пузыри, а в детстве обожал их, поэтому часто вылетали пломбы», – признается коллекционер и начинает свой рассказ о том, как мимолетное хобби переросло в серьезное увлечение. По словам Константина, собирать «жвачные атрибуты» он начал в конце 80-х годов, когда в СССР только начали массово продаваться жевательные резинки.
«На тот момент, конечно, не так много видов было представлено на рынке. Это прежде всего легендарные «Turbo» (вкладыш с машинкой), комиксы «Donald» с персонажами Диснея, «Fix Foxi» про приключения лисят и «Tipi Tip» про смешного парня с длинным носом. Чуть позже появились серии про футболистов «Final», комикс про трех друзей «Cin Cin», истории про влюбленных «Love is» и другие. Стоит упомянуть, что серии «Turbo», «Love is» и «Tipi Tip» оказались долгожителями на нашем рынке, выпускались почти 30 лет, а некоторые их реинкарнации найти можно даже сейчас.
Благодаря «хитрости» производителей с вкладыванием этикеток вовнутрь жвачки значительно увеличились объемы продаж. Ведь жевательными резинками заинтересовались люди, которые серьезно занимались коллекционированием. Многие из них стремились собрать конкретные серии. У мужчин была популярна авто- и мототематика, футбол, серии на военную тему «Lazer» и «Top Gun». Женская половина собирала преимущественно серии комиксов и истории «Love is».
В 90-е годы произошло становление меня, как коллекционера. В те времена практически по всей стране стали обычным явлением ларьки, в которых продавался огромный ассортимент разной «жвачной» продукции. Расширилась география, откуда эта продукция поступала в нашу страну. Если раньше это были Голландия, Сирия и Турция, то добавились еще Египет, Пакистан, Испания, Италия, Франция, Иран, Португалия и другие.
И, если в конце 80-х моя коллекция состояла в основном из вкладышей «Turbo», то в 90-е годы я ее упорядочил. Мне стало не так интересно собирать вкладыши какой-то определенной серии, захотелось расширить коллекцию, включив в нее все возможные виды жвачек в виде обертки и того, что лежит внутри, – наклейки или вкладыша. Увлекательно, спустя годы, искать с какой оберткой продавался данный вкладыш, и потом соединить все это в комплект. Самые старые экземпляры в моей коллекции датированы 85 годом, хотя годы выпуска некоторых серий почти невозможно установить. Из любимых серий – вкладыши, посвященные еще одному моему увлечению – королевским гонкам Формулы-1», – рассказывает собеседник.
Есть в коллекции Константина Арутюнова и довольно редкие и дорогие «жвачные атрибуты». Он отмечает, что с появлением жвачек в СССР, тот, кто мог себе их позволить, считался по истине авторитетной персоной в юношеском сообществе. В детстве «тянучки» были своеобразной «валютой» для школьников. За них меняли любые предметы, на них играли в перемены и после школы. В нынешнем взрослом мире в денежный эквивалент возможно перевести и те самые старые жвачки. Например, цены на редкие коллекционные вкладыши или обертки могут начинаться от 1 тысячи рублей за штуку.
Самой дорогой серией, как объяснил коллекционер журналисту «ВН», считаются турецкие жвачки самой первой серии «Turbo», которые продавалось в 1986-1987 годах. В СССР данную серию было проблематично найти: у нас она попросту не продавалась. Теперь экземпляры первой из серий «Turbo» можно найти только у болгарских, румынских, чешских частных коллекционеров. Стоимость одного такого вкладыша в хорошем состоянии начинается от 7 тысяч рублей. А обертки от данной серии «уходят» на аукционах за 15 тысяч рублей и дороже.
В основном «жвачные атрибуты» Константин выменивает у коллег или покупает через аукционы всемирной паутины. Оказывается, существуют специальные площадки, где коллекционеры со всего мира могут предложить свой лот для обмена.
Сейчас в обменном фонде ковровского коллекционера около 10 тысяч экземпляров. От данного фактора в конечном счете зависит успешность коллекционера. Ведь у любителей жвачной атрибутики разные приоритеты в собирании и чем больше «обменник», тем выше шансы заключить взаимовыгодную сделку. Обойтись без покупки вкладышей сложно, ведь не всё можно достать обменами с коллегами. Но иной раз затраты на покупку какого-то уникального атрибута где-нибудь в Финляндии или Чехии окупают себя, так как в России его стоимость в два-три раза выше.
«Некоторые экземпляры моей коллекции сохранились еще с детских игр. Помните, когда дети играли в камень-ножницы-бумагу? Так определяли, кто первый будет бить ладошкой по столу с этикетками. В итоге, какие из них перевернутся, – те твои, – вспоминает коллекционер.– В поиске новых экземпляров мне очень помог младший брат. Даже сейчас иногда может принести что-то необычное… Я неоднократно покупал вкладыши в коллекцию на известной торговой интернет-площадке. Бывали случаи, когда люди «разбирали свои чердаки», находили кучку «жвачных атрибутов» и выставляли без разбора на продажу. Было приятно найти в полученном письме редкие экземпляры».
Как говорит Константин, во Владимирской области и во всей стране в целом, к сожалению, движение сбавляет обороты. По его словам, многие серьезные «олдскульные» коллекционеры пропадают с поля зрения, а новые – не подхватывают увлечение. В том числе это связано с падением предложения, как в стране, так и за рубежом: в 90-х годах купить жвачки с вкладышами было гораздо проще. Не стоит забывать, что ассортимент и качество нынешних жвачек, в большинстве своем отечественных, значительно проигрывает по сравнению с зарубежными аналогами 30-летней давности – современной молодежи их просто неинтересно собирать.
Что в будущем сделать со своей коллекцией наш собеседник пока не задумывался, точно не планирует останавливаться, тем более, что было вложено так много сил и времени.