«Все ли горожане хотят жить в городе-шкатулке?»: эксперт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ оценил новый логотип Владимира

Эксперт Высшей школы экономики Андрей Шаромов оценил новый логотип Владимира

icon 25/08/2023
icon 14:30
Важная новость
«Все ли горожане хотят жить в городе-шкатулке?»: эксперт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ оценил новый логотип Владимира

Автор: Фото: t.me/potrebliay

Фото: t.me/potrebliay

На фоне обсуждения нового логотипа региональной столицы "Владимирские новости" узнали мнение эксперта по поводу логотипа улыбающегося льва. Редакция задала несколько вопросов Андрею Шаромову, PR-директору Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, кандидату филологических наук. Исследователь активно занимался вопросом брендирования, написав диссертацию «Рекламно-информационное пространство бренда в СМИ на примере разработки бренда региона».

Фото: nisse.ru

Какой символ Вы считаете удачным с точки зрения брендирования города Владимира?

Сегодня технологии создания и продвижения бренда региона позволяют отделить геральдику от маркетинга. Первая стоит на страже «исторических рубежей», оберегая вековую преемственность официальных символов и отличительных знаков. Маркетинг, а точнее сказать, брендинг региона – это управленческая функция, система действий по созданию позитивного образа региона или города в сознании целевых аудиторий.

Для геральдики официальный символ Владимира, несомненно, должен иметь преемственность с, так называемым, «леопардовым» или «шагающим» львом – исторически зафиксированным отличительным знаком, который можно увидеть в гербах владимирских князей, на стенах Дмитриевского собора и геральдических символах Владимирской губернии до советского времени.

Другое дело – маркетинг. Улыбающийся, добрый лев, сошедший со стен храма – не является ультимативно обязательным элементом бренда города. Инструменты брендинга позволяют эффективно выстроить и закрепить в сознании целевых аудиторий тот образ, который необходим для социальных, экономических, туристических и прочих целей. В этом смысле историческое наследие – не единственный источник силы и вдохновения для маркетологов, дизайнеров и отцов города.

Насколько владимирский лев является интересным в качестве позиционирования города?

"Новый владимирский лев настолько интересен для позиционирования города, насколько он отвечает целям работы с сознанием, эмоциями и ожиданиями целевых аудиторий. Сначала давайте определим - каковы эти целевые аудитории? Горожане? Внутренние российские туристы? Инвесторы и предприниматели? Зарубежные туристы?

Если новый символ города создается, чтобы сплотить местное общество, вселить в него чувство гордости за свою малую родину, тогда новый символ должен, на мой взгляд, должен показать и образ будущего региональной столицы, а не только исторического наследия.

Массовое сознание мыслит стереотипами и мифологемами, визуальные образы для потребителя – зримое воплощение такой реальности, в которой чудесным образом исполнены его желания.

Если будущее Владимира связано единственно только с историческим наследием – тогда предложенный «улыбающийся» лев, знакомый горожанам и туристам «Золотого кольца» по каменной резьбе собора – вполне релевантен образу города-музея. Но все ли горожане хотят жить в городе-шкатулке, всем ли хватит комфортного места в таком пространстве? Насколько это мотивирует молодежь оставаться в городе и развивать экономику? Достаточно ли энергетики у позиционирования в качестве музея для конкуренции с современными городами России? Городами, в которых историческое наследие соседствует с инновационными кластерами, современной архитектурой, модными пространствами – всем тем, что питает и питается энергией новых поколений.

Логотип – лишь один из атрибутов бренда. Если цель властей создать визуальный образ территории для внутренних и зарубежных туристов, кого интересует, в основном, историческое наследие Владимира, тогда да - добродушный лев абсолютно удачное решение. Логотип хорошо отрисован, нет слишком мелких деталей, эмоциональная подача теплая, позитивная. Этот лев со временем может превратиться в персонажа, который будет взаимодействовать с туристическими потоками. Он может обрести жестикуляцию, некоторые движения. Его можно реализовать в объеме – стать мягкой игрушкой или пряником, арт объектом. Ему можно пару лет придумывать имя, объявив всенародный конкурс и сделать из этого яркую PR-кампанию в СМИ. У предложенного льва - отличный потенциал. Честь и хвала мэрии за этот проект!

Но есть и очевидные ограничения – это в основном про туризм, причем туризм в пределах нескольких соборов и Золотых ворот. Уже промышленный туризм или рекреационные преимущества Владимира, тем более, инвестиционную привлекательность - отрабатывать такому ярко стилизованному под старину персонажу будет сложнее".

Насколько он удачен в представлении региональной столицы?

"На мой личный взгляд, он удачен только для одной целевой аудитории – массовый потоковый турист по «Золотому кольцу». Этот образ обращен в прошлое. Великое и достойное гордости, но прошлое.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», процитирую Тютчева, чтобы подчеркнуть: эксперты могут ошибаться, и я могу не увидеть всех преимуществ нового лого Владимира. Но есть риск, что этот визуальный образ никак не отзовется в сердцах и умах целевых аудиторий, которые являются драйверами его развития: образованная молодежь, инновационное предпринимательство, инвесторы и т.д."

Чего бы они хотели добавить в данный логотип или наоборот убрать?

Думаю, ряд экспертов согласится со мной: «разрезанное» пополам имя города – уязвимое решение. Выполненное столь сложно читаемым шрифтом тем более. Потребители не обязаны расшифровывать замыслы дизайнеров, не обязаны тратить время на эту причудливую бязь – не успеют прочитать в ней два слова, и не поймут ничего. А сам замысел неплохой конечно – насытить бренд города коннотациями понятий «мир» и «благо». Но тут нужно докрутить реализацию. В текущем исполнении – аудитории могут это просто не считать.

Некоторые считают вишню и Золотые ворота альтернативой идее логотипа горадминистрации? Считаете ли вы данные символы более выигрышными? Почему?

Маркетинг, а точнее сказать, брендинг региона – это управленческая функция, система действий по созданию позитивного образа региона или города в сознании целевых аудиторий. Какие целевые аудитории нам нужны в данном случае? Если туристы по местам исторической памяти – «Золотые ворота», возможно, лучшее решение из всех. Уникальный шедевр русского зодчества. Если мы хотим сделать акцент на гастротуризме и природном ландшафте – пусть расцветает вишня и течет река. Нужно ли новым логотипом замыкаться лишь в паре целевых аудитории, создавая риски невосприимчивости со стороны других – это вопрос.

Ранее, "Владимирские новости" сообщали, что общественное движение за комфортный и безопасный город "Владимир будущего" в своем телеграм-канале разместил анкету для участия жителей в опросе по этому поводу, отметив, что хочет убедить горадминистрацию не спешить в выборе нового логотипа. А также, привлечь внимание специалистов к данному вопросу.

Кроме того, новый логотип оценила графический дизайнер Елена Жажело.