«В России сложилась полуторапартийная модель»: политолог об итогах выборов и работе ЗС Владимирской области
Нечаев высказался по итогам выборов и дальнейшей работе ЗС Владимирской области
© Фото: "ВН"
Во Владимирской области завершились трехдневные выборы в Законодательное Собрание 33 региона. Голосование длилось с 8 по 10 сентября. Напомним, что итоговый процент явки составил 24,77 (268 448 человек).
По результатам выборов "Единая Россия" победила во всех одномандатных округах. По спискам партия большинства набрала 55,47%. При этом КПРФ набрала 14,02% голосов, занимая таким образом второе место. ЛДПР получила поддержку 10,39% избирателей, а «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – 6,63%. Партию «Новые люди» поддержали 4,83% голосовавших, а партию пенсионеров – 6,06%.
Редакция "Владимирских новостей" решила взять комментарий у известного политолога Дмитрия Нечаева по поводу итогов выборов в Заксобрание Владимирской области.
Была ли ожидаема такая явка на выборах в Заксобрание?
«Подобная явка была ожидаема и логична, поскольку в сравнении с губернаторскими или президентскими выборами избрание депутатов не рассматривается значительной частью населения как принципиально важное политическое событие. Владимирская область на фоне своих соседей по ЦФО не отличается ни в лучшую, ни в худшую сторону. 33 регион в этом отношении типичный политический середняк».
Как Вы думаете, почему в Ивановской области явка на выборы в регпарламент выше почти на 10%, чем во Владимирской области?
«Я считаю, что именно выборы губернатора Ивановской области, где не второй срок шел действующий губернатор Станислав Воскресенский сыграло решающую роль. Нужно отметить, что региональная власть, вся система публичной власти в регионе политически мобилизуется, когда проходит значимые кампании. Их, собственно говоря, две губернаторские и президентские выборы, поэтому региональная власть включает все инструменты и механизмы для того чтобы политически отмобилизовать активную часть избирателей в первую очередь работников бюджетной сферы и сопутствующие отрасли и сферы для демонстрации достойного результата по явке».
Ожидали ли вы такого распределения голосов по спискам среди политических партий?
«Это укладывается в мою научную гипотезу, которую я опубликовал ещё в 2007 году в одном из научных изданий. Я говорю о том, что партийная система в Российской Федерации складывается в рамках полуторапартийной системы или полуторапартийной модели. Есть доминантная политическая партия или партия власти в нашем случае "Единая Россия" и есть категории малых партий. Обратите внимание на то, что по результатам, которые получены партиями во Владимирской области решающее место занимает "Единая Россия", которая набирает более 55%. Данная политическая организация выступает некой единицей, а совокупно остальные парламентские партии, набирают примерно 30%, в результате получается некая половинка. В данном случае, все события, в том числе, и выборы во Владимирской области подчёркивают, что России окончательно сложилась полуторапартийная модель. Соотношение политических сил в региональных законодательных собраниях будет соотносится так: половинка (малые политические партии) против единицы ("Единая Россия")».
Изменится ли качественно работа нового регпарламента Владимирской области после изменения депкорпуса?
«Региональные Заксобрания в течение 15 лет превратились в некий рутинный институт. В России традиционно работает исполнительная власть, а большинство депутатов регпарламентов, прошу прощения за некоторую некорректность, превратились в группы сибаритов* по интересам. Это сказано без негатива, но такой стиль продиктован рабочей атмосферой учреждения, при которой 97-98 процентов проектов, которые принимаются ЗС готовятся в правительствах регионов. Лишь единицы проявляют законотворческую инициативу. С другой стороны, наличие процедур избрания по одномандатным округам и партийным спискам не увеличивает эффективность региональных депутатов. Тем кто проходил по партийным спискам, это не позволяет укорениться в атмосферу одномандатного округа, поэтому они делают очень мало для избирателей. Да и те кто избираются по мажоритарной системе, как правило, из-за отсутствия ресурсов , либо просто из-за нежелания не хотят просто заниматься избирателями. Всё это безусловно понижает вес региональной законодательной ветви власти в общей системе управления страной. В итоге снижается качество работы.
Я полагаю, что события СВО позволят выстроить более жёсткую вертикаль, при которой в регионах будет не столько администрации сколько военно-гражданские администрации. Это позволит заставить депутатов работать на благо населения и принимать оперативно качественные законопроекты причём подготовленные не только исполнительной властью, но и самими депутатами хотя бы активными. Где-то четвертая часть из всего состава регпарламента, условно, это активная часть, которая работает, половина это скрытые сибариты и оставшаяся часть - это откровенные бездельники. Работа нового состава депутатов Владимирской области позволит через год где-то уже выявить какие конкретно депутаты, какие конкретно персоналии относятся к какой части. К этому времени можно провести анализ и сделать определенные выводы».
Сибарит - это праздный, избалованный роскошью человек.