Экс-секретарь владимирского горсовета прокомментировал «переписки с клеветой»
Заседание по делу о клевете экс-секретаря владимирского горсовета отложили
© Юрий Борисов
13 мая состоялось очередное заседание суда по делу Юрия Борисова, бывшего секретаря Совета Народных Депутатов города Владимира.
Юрий Борисов, бывший пресс-секретарь партии регионального отделения «Единой России» и владимирского СНД обвиняется в преступлении, предусмотренном частью 2 ст. 128.1 УК РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации).
Напомним, что Юрию Борисову инкриминируют два случая распространения ложной информации в публичных телеграм-каналах «Владимирский тракт» и «Владимир Владимирович», которая порочит честь, достоинство и деловую репутацию пострадавших. В действительности, телеграм-канал «Владимир Владимирович» долгое время нелестно отзывается о региональных чиновниках, зачастую речь идет о работе губернатора Владимирской области Александра Авдеева, сенатора Российской Федерации от Законодательного Собрания Владимирской области Владимира Киселёва, мэра региональной столицы Дмитрия Наумова, а также деятельности и других чиновников.
Пострадавшими по делу являются Дмитрий Лызлов, первый заместитель губернатора Владимирской области по внутренней политике, и Анна Знатнова, директор ГБУ ВО «Агентство по сохранению и использованию объектов недвижимости Владимирской области».
В суде были допрошены пострадавший Дмитрий Лызлов, свидетель по делу Анастасия Гулина, исследованы письменные и вещественные материалы дела. 8 апреля был повторно допрошен свидетель по делу Дмитрий Авершин, начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий УМВД по Владимирской области. Также в деле выступила первый эксперт - Марина Артамонова, ректор Владимирского института развития образования. 22 апреля в суде свое авторство одного из текстов признал Магамед Ахматов, лидер регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» во Владимирской области. Также Юрий Борисов ходатайствовал о своей невиновности: заключения экспертиз не позволяют проверить соответствие текстов. Юрий Борисов ходатайствовал об исключении из списка доказательств сразу нескольких экспертных заключений, в частности эксперта Кульпиной, Артамоновой и Бородулиной.
На предыдущем судебном заседании Юрий Борисов ходатайствовал о признании всех следственных действий и процессуальных решений прокурора, дознавателя, следователя недопустимыми доказательствами. Гособвинитель просил оставить ходатайство без удовлетворения. Защитник обвиняемого попросил об исследовании нескольких доказательств. В частности были исследованы доказательства осмотра сотового телефона, во время исследования доказательств была зачитана личная переписка с личного телефона Романа Александрова.
Напомним, что по версии следствия, оба преступления Юрий Борисов совершил сговорившись с другим известным членом партии "Единая Россия" прошлых лет, председателем областной лиги КВН «Владимирская Русь» Романом Александровым. Романа Александрова, КВНщика из Владимирской области правоохранители объявили в федеральный розыск в конце января. Основанием стала статья уголовного кодекса. О каком преступлении идёт речь не сообщается. В базе данных МВД отмечается, что его розыск был переобъявлен. Общественник сообщил, что с февраля 2023 года находится за границей и лечит хроническое заболевание. Там же он прорабатывает проекты для Национальной ассоциации субъектов общественной дипломатии «Диалог».
13 мая Юрий Борисов представил два ходатайства: о признании недопустимых доказательств обвинения (в частности, речь шла о детализации по номеру телефона и данных о его местоположении). Как ходатайствовал Борисов, согласно описанию в протоколе являются данные абонентов подвижной радиотелефонной связи за 23 августа 2022 года и 2 ноября 2022 года.
"Между тем следователем неполно отражены фактически произведённые действия в рамках осмотра предметов. Так, из протокола неизвестно, каким образом были получены данные абонентов подвижной радиотелефонной связи абонентского номера, также неизвестны способ характеристик упаковки печати", - пояснил Юрий Борисов.
Осмотром установлено, что 23 августа 2022 года в 12:59 Борисов находился по адресу город Владимир улица Березина 2б, а в 13:15 минут в мессенджере Telegram в канале "Владимирский тракт" и в 14:25 в канале "Владимир Владимирович" был размещён текст, который содержит заведомо ложные сведения об Анне Знатновой. Вторым протоколом было установлено, что 2 ноября 2022 года 8:55 Юрий Борисов находился по адресу улица Разина 21, а в 8:39 в телеграм-канале "Владимир Владимирович" был размещён текст, который содержит заведомо ложные сведения о Дмитрии Лызлове.
"Между тем, данные абонента подвижной радиотелефонной связи содержат лишь данные о времени и месте нахождения абонента сети сотовой связи, в частности, Борисова, а не его выход в сеть интернет, более того, указанный документ вообще не содержит какие-либо сведения и данные о том, что в указанное время и месте абонент выходил в мессенджер Telegram и тем более посещал канал "Владимирский тракт" и "Владимир Владимирович", - пояснил подсудимый.
В связи с изложенным указанный вывод следователя, по словам Юрия Борисова, не отражает, и более того, искажает фактически установленные обстоятельства.
"Данные обстоятельства указывают на возможную фальсификацию доказательств по уголовному делу все доказательства в отношении Борисова. Следствие искусственно прямо не указывает и не подтверждает причастность Борисова к созданию, редактированию либо размещению текстов", - пояснил подсудимый.
Таким образом, по ходатайству Юрия Борисова, протоколы являются недопустимыми доказательствами. Гособвинитель просил отложить рассмотрение данного ходатайства, поскольку для высказывания позиции по нему требуется время, а точнее она будет высказана после предоставления стороны обвинения дополнительных доказательств. В том числе для разрешения данного ходатайства необходимо вызвать следователя, который осуществлял осмотр и допросить его по обстоятельствам, указанным стороной защиты.
Однако, сторона защиты настояла на том, чтобы обвинение высказало мнение по поводу ходатайства. В суде был объявлен перерыв, после чего судья просила представить и другие ходатайства со стороны защиты и дать время стороне обвинения для высказывания позиции на ходатайство.
Второе ходатайство касалось возвращения дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Как зачитал обвиняемый, если в ходе предварительного расследования допущено существенное нарушение уголовно-процессуального закона, которые путём лишения или ограничения гарантированных прав участников уголовного судопроизводства, соблюдении процедуры судопроизводства или иным путём повлияли или могли бы повлиять на вынесение законного обоснованного судебного решения - суд возвращает дело прокурору для устранения препятствий.
Согласно требованиям статьи 220 УПК РФ в обвинительном заключении должно быть указано: существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.
"При производстве делу подлежат доказательства, в частности, событие преступления, время, место, способ, другие обстоятельства совершения преступления, виновность лица в совершении преступления, форма вины, мотивы, характер и размер вреда, причинённого преступлением, однако органами предварительного расследования указанные требования законом не выполнены, в частности, при описании преступных деяний, вменённых Борисову органами следствия, допущены противоречия, связанные с событием, преступлением, местом, способом совершения преступления", - зачитал ходатайство Юрий Борисов.
Возвращение дела прокурору может иметь место и тогда, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, если на досудебных стадиях допущены нарушения, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства.
Согласно обвинительному заключению, Борисову предъявлено обвинение: в неустановленное следствием время, но не позднее 23 августа 2022 года в неустановленном следствием месте у Александрова и Борисова, которые испытывали негативное отношение к неопределённому кругу представителей публичной власти, а также лицам, занимающим государственные должности, желая дестабилизировать политическую обстановку на территории Владимирской области, возник совместный преступный умысел на публичное распространение заведомо ложных сведений в отношении директора агентства по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области, порочащих честь, достоинство и подрывающих репутацию, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет с целью восприятия и формирования у неопределённого круга лиц, в том числе проживающих на территории города Владимира и Владимирской области негативного мнения по отношению к Знатновой. Аналогичное обвинение включает в себя клевету в адрес Дмитрия Лызлова.
"Из указанного обвинения не конкретизировано время, место и обстоятельства, а также способ, при которых Борисов якобы обсуждал с абонентом Александров негативное отношение к неопределённому кругу представителей публичной власти и иным лицам, подобных сведений и доказательств в отношении Борисова материалы дела вообще не содержат. Данные выводы являются домыслами и предположениями следствия", - резюмировал подсудимый.
Также нет и доказательств того, что Юрий Борисов обсуждал намерение "дестабилизировать политическую обстановку на территории Владимирской области" и готовил "содержащие заведомо ложные сведения, а затем разместил в канал "Владимир Владимирович".
"Защита обращает внимание, что характер переписки Борисова с абонентом Александров носит спонтанный, ситуативный характер, их переписка свидетельствует о том, что Александров прислал Борисову уже подготовленный текст, который Борисов воспринял как субъективное мнение и оценочное суждение автора, ему не был известен первоисточник, а также использованные автором материалы при создании текстов. Борисов лишь прокомментировал, высказав своё субъективное мнение и оценочное суждение, а также обратил внимание на орфографические ошибки, в связи с чем указанные действия Борисова не содержат признаков преступления и не охватываются составом инкриминируемого ему преступления, и тем более они не могут свидетельствовать о совместных действиях, указанные обвинения является домыслами и предположениями следствия, не основанными на материалах дела".
Судебное заседание было отложено в связи с представленными ходатайствами до 20 мая.