Потребительский экстремизм, «наливайки» и турналог: бизнес-омбудсмен Владимирской области подвела итоги 2024 года

Владимирский бизнес-омбудсмен подвела итоги 2024 года для предпринимателей

icon 26/12/2024
icon 12:30
Потребительский экстремизм, «наливайки» и турналог: бизнес-омбудсмен Владимирской области подвела итоги 2024 года

© ООО "Региональные новости"

ООО "Региональные новости"

В первой половине декабря мы встретились с Аллой Матюшкиной, уполномоченным по правам предпринимателей во Владимирской области, с целью подвести итоги года работы владимирского бизнеса.

Жалобы владимирских предпринимателей

Наш разговор начался с обсуждения наиболее частых жалоб предпринимателей. Из беседы с уполномоченным по защите прав предпринимателей выяснилось, что в 2024 году представители бизнеса обращались к Алле Матюшкиной по вопросам земельно-правовых отношений, роста кадастровой стоимости, а также изменения ключевой ставки. На повестке дня, как и всегда, стояли кадровые вопросы и вопросы по маркировке. Во второй половине года пул обращений сместился в сферу налоговых правоотношений в связи с изменением налогового кодекса и требований к уплате налогов. Стало известно, что предприятия, которые находятся на упрощённой системе налогообложения (оборот которых не превышает 60 000 000 рублей по итогам 2024 года), с 1 января 2025 станут плательщиками НДС.

Алла Матюшкина уточнила, что по-прежнему есть сложности во взаимодействии бизнеса и ресурсоснабжающих организаций. Ведь работа промышленных предприятий требует свет, энергию, воду и тепло. Производству необходимо подключение оборудования электроэнергии, расширения мощностей и подключения новых.

Добавились вопросы теневого бизнеса как в туристической сфере, так и в сфере перевозок. Как объяснила Алла Матюшкина, предприниматели стали воспринимать теневой бизнес для себя, как наиболее рискованный. Это стало известно из опроса, проведенного торгово-промышленной палатой в рамках противодействия коррупции: впервые за много лет бизнесмены посчитали, что проблема коррупции заключается как раз в теневом бизнесе, хотя раньше много вопросов было к чиновникам, а также их ненадлежащей работе.

«Когда предприниматели начинают считать налоги, они пересчитывают всю свою операционную деятельность, начинают смотреть, где можно минимизировать необходимые издержки. И здесь на 1 место, конечно, выходят проблемы теневого бизнеса», - отметила Уполномоченный по правам предпринимателей.

Ключевая ставка и реакция бизнес-сообщества на ее рост

Как мы уже упомянули, рост ключевой ставки - животрепещущая тема для бизнес-сообщества. Алла Матюшкина рассказала, что ставка рефинансирования и ее колебания по-разному действуют на предпринимателей. Она поделилась, что часть бизнесменов повышение процентной ставки стимулирует к развитию, а остальных наоборот пугает. Многие люди обращаются за консультацией к уполномоченному по правам предпринимателей. Сейчас аппарат омбудсмена работает над тем, чтобы предприниматели могли рефинансировать кредиты.

Алла Матюшкина объяснила, что есть такое направление займа, как рефинансирование: это когда денежные средства, получаемые от фонда содействия развития предпринимательства под более низкую ставку направляются предпринимателям на закрытие более дорогого кредита в коммерческом банке.

«Это позволяет высвободить те денежные средства, которые предприниматель должен был бы потратить на уплату процентов по коммерческому кредиту», - прокомментировала уполномоченный.

Ко всему прочему, низкая ставка на закрытие кредитов устанавливается для части сфер, которые традиционно нуждаются в поддержке - женский бизнес, инновационное развитие, промышленные предприятия, сфера НХП (народно-художественные промыслы), семейные предприятия.

В области не хватает предпринимателей в социальном направлении и туризме

Отвечая на вопросы, Алла Валерьевна заметила, что журналисты сильно помогают предпринимателям и непосредственно самой уполномоченной. В журналистике четко можно отследить, какой у нас запрос, как у потребителей, на бизнес:

«Например, отражение сферы здравоохранения в новостях говорит о том, что мы хотим качественного здравоохранения. Это сигнал бизнесу о том, что у нас есть потребность в частных клиниках, как у потребителей. Также в новостной ленте появляется много информации о проблемах в сфере образования. И это запрос от нас, как потребителей, на то, что нам необходимо эту сферу усилить. Предприниматели на запросы реагируют: открывают частные школы, получают лицензии на образовательную деятельность, расширяют дополнительное образование, чтобы закрыть наши потребности», - отмечает Алла Матюшкина.

Уполномоченный рассказал, что губернатор Владимирской области Александр Авдеев поставил задачу развивать туристическую сферу. В настоящее время, по словам омбудсмена, бизнес старается представлять услуги на высоком уровне.

Как выяснилось в ходе нашего разговора, с точки зрения потребителя предпринимателей не хватает в социальном направлении, а с точки зрения задач, которые ставит область - в развитии туризма. Если рассматривать цели, которые ставятся на федеральном уровне, то в бизнесменах нуждаются промышленный сектор, малые технологические компании и IT-сфера.

Возвращаясь к туристическому налогу, Алла Матюшкина выделила несколько важных моментов:

«Во-первых, у нас не все объекты размещения будут брать налог с потребителей, а только те, которые имеют соответствующую аккредитацию (это создаёт определённое неравенство на рынке). Во-вторых, налог будет уплачиваться потребителями. Предприниматель, обобщая отчётность, позже передаст его в бюджет, уплачивая в установленном законом порядке»

Омбудсмен поделилась, что обращений по второй части уплаты налога не поступало. Она пояснила, что схема работы следующая: потребитель может вселиться в забронированное помещение в начале трехмесячного отчётного периода, и денежные средства, которые примет гостиница, останутся на ее счетах. Перечислены они будут только в конце трехмесячного периода (срок отчёта - квартал).

Стоит отметить, что предприниматели считают издержки и денежные средства, которые остаются у них в обороте. Больше всего опасений в настоящее время, как говорит уполномоченная, вызывают не туристы, которые по готовы уплачивать налог, а, например, командировочные или люди, которые хотят пользоваться услугами внутреннего туризма, но, к сожалению, не могут себе позволить (допустим, многодетная семья, которая приехала и за каждого ребёнка заплатила по несколько сотен рублей). По этому поводу муниципалитетам дали рекомендации, чтобы льготные категории граждан имели возможность не платить туристический налог.

Омбудсмен пояснила, что в Совете Федерации, в Госдуме и среди региональных уполномоченных разрабатываются инициативы по работе с бизнесом, который не попал под туристический налог:

«Происходят изменения: предприниматели хотят, чтобы туристический налог касался всех средств размещения. Неважно – съёмная ли эта квартира, гостиница или объект, который сдаётся посуточно.ру и прочими структурами», - отметила наша собеседница.

Действие моратория на проверки во Владимирской области

Алла Валерьевна указала, что на территории региона мораторий на проверки неукоснительно соблюдается контрольно-надзорными органами. Напомним, мораторий на проверки бизнеса - это ограничение плановых и внеплановых надзорных проверок. Правительство ввело его с целью упрощения работы компаний и снижения административной нагрузки на малые и средние предприятия.

По статистике на момент 30 ноября, в этом году обращений по проверкам бизнеса было уже 20. В целом количество запросов к уполномоченному за год достигает около 1100. В прошлом году, как объяснила омбудсмен, было 1118 обращений всего и 7 из них - по проверкам.

«Хочу отметить высокий уровень специалистов контрольно-надзорных органов. Это не окошмаривание бизнеса, это разъяснение тех обязательных требований, за которые мы с вами бьёмся, уже как потребители. То есть за то, что не даёт продать некачественный товар и за то, что не даёт предоставить нам как потребителям некачественную услугу. Важно также выполнять требования, которые предъявляются к той или иной сфере, потому что, если предприниматели не будут их соблюдать, то будут негативные последствия (пожар, потеря имущества, жертвы)», - отметила уполномоченный.

Омбудсмен пояснила, что у контрольных органов нет задачи выписывать как можно более высокие штрафы, о чем часто раньше говорили предприниматели. Они намерены дать время предпринимателю исправить допущенные нарушения, и подробно объяснить, каким образом это можно сделать.

Алла Матюшкина рассказала, что профилактический визит вошёл в жизнь бизнесменов: предприниматели сами стали подавать заявления, уже не боясь, что в результате профилактического визита получат какой-то негатив. Как сказала уполномоченная, они получают позитивную обратную связь в виде разъяснения обязательных требований в сфере той деятельности, в которой они работают.

По словам госслужащей, работа контрольно-надзорных органов из разряда штрафа перешла в разряд профилактики и в разряд соблюдения:

«Основная задача не штрафовать, а чтобы предприниматель денежные средства потратил на то, чтобы привести свою деятельность в соответствие», - отметила Алла Матюшкина.

Проблемы предпринимателей

Предприниматели столкнулись со множеством трудностей в последние годы. Перешли от COVID-19 в сторону санкционного воздействия и помощи участникам СВО. К тому же, увеличился размер зарплаты: с 2025 года предприниматель должен будет платить минимальную оплату труда в размере 22 440 рублей.

«Предприниматель, естественно, скажет, что 2025 год будет тяжелый, потому что вырастет минимальный размер оплаты труда, наверняка изменится ключевая ставка, произойдет удорожание бензина и рост, связанный с индексацией заработной платы. Предприниматели уже говорят о том, что им надо это все преодолеть, все уложить в концепцию и не забывать о развитии. Ведь те, кто теряет преимущество в развитии, в конце концов теряют бизнес», - подчеркнула Алла Матюшкина.

В настоящее время аппарат уполномоченного плотно работает с тремя сферами нашего региона: управляющими компаниями, частными охранными предприятиями и перевозчиками, потому что они тесно связаны либо с безопасностью, либо с оказанием услуг потребителям. Именно данные компании в скором времени могут столкнуться с непониманием со стороны граждан, поскольку в здесь повышение НДС скажется напрямую на увеличении цены предоставляемых услуг.

Новшества, ожидающие владимирский бизнес в 2025 году

Что касается «упрощенцев» (предпринимателей, которым нужно будет платить НДС с 1 января), Алла Валерьевна считает, что им следует помочь с предотвращением рисков, уведомить о льготах и, таким образом, сохранить данный субъект предпринимательской деятельности, сохранить уровень тех услуг, которые он предоставляет гражданам региона.

Уполномоченный рассказала, что в следующем году появится общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты теневой занятости.

«Задача государства в настоящее время - это противодействие нелегальной занятости. На неё много внимания обращают добросовестные предприниматели, которые, принимая на работу человека, полностью оплачивают ему социальный пакет в полном объёме», - уточнила Алла Матюшкина.

В области также ожидается появление единого реестра воинского учёта и реестра повесток. Списки созданы для того, чтобы соблюдать требования безопасности, сдавать отчётность в военкомат в электронном виде и вести электронный документооборот:

«Если работник не отвечает на повестку, у него будут ограничения. А если это ограничения, связанные с управлением транспортным средством, а он водитель на предприятии? Работодатель должен быть к этому готов. Реестр появился в связи с тем, что цифровизация у нас шагает семимильными шагами. Предприниматели привыкли сдавать отчётность в налоговый орган в электронном виде и также взаимодействовать с фондом. Военкоматам бизнесмены тоже хотят сдавать отчётность в электронном виде, поэтому реестры отслеживаются», - рассказала омбудсмен.

В аппарате уполномоченного по правам предпринимателей готовятся к профилированию работодателей (это новое понятие, с которым столкнутся бизнесмены Владимирской области). Профилирование работодателей предполагает их распределение на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида экономической деятельности, финансово-экономического положения и других характеристик в целях предоставления им мер государственной поддержки в сфере занятости населения. Минтруд и Центр занятости готовят разъяснительные материалы по данному вопросу. Они понадобятся предпринимателям, чтобы разобраться в новом законодательстве, которое вступит в силу с 1 января 2025 года.

Дело, с которым прежде никогда не сталкивался Уполномоченный по защите прав предпринимателей

В аппарат уполномоченной недавно поступило новое дело, которому все были удивлены. Алла Матюшкина сообщила, что владимирский предприниматель заключил соглашение о получении участка в арктической зоне, но с ним возникли сложности, и бизнесмен обратился за помощью. Сейчас в ведомстве разбираются с документами.

Алла Валерьевна упомянула, что за все годы существования аппарата (с 2014 года) подобных жалоб не было. В настоящее время уполномоченная обратилась в профильное министерство для пояснения ситуации с корпорацией развития соответствующей территории, в компетенцию которой отнесен участок.

Процветание потребительского экстремизма и ситуация с «наливайками»

В свете наступающего Нового года количество жалоб по потребительскому экстремизму возросло. Наша собеседница привела пример подобного явления:

«Девушки берут платья для фотосессий, оставляют на них следы, а потом сдают вещь, аргументируя это тем, что это был немаркированный товар».

Алла Матюшкина отметила, что правовые последствия для предпринимателя в таком случае очень серьезные.

Бизнесмены жалуются, что люди возвращают ношенные вещи. Предприниматели рассказывают Уполномоченной:

«Мы не можем представить, куда все прячут ярлыки, но следы носки есть. При этом товар является качественным: на нем нет погрешностей, которые требуют возврата».

Обращений по потребительскому экстремизму перед Новым годом становится всё больше, так как растет популярность данного метода использования вещей в Интернете и социальных сетях.

Омбудсмен поделилась, что есть сферы, которые она постоянно держит на контроле. Одна из таких - это «наливайки». По словам Аллы Валерьевны, в этом направлении стоит задача найти баланс между интересами жителей и их правом на тишину. В настоящее время в регионе формируется список объектов, находящихся в зоне туристической привлекательности.

Некоторых владельцев заведений наш собеседник предупреждает, когда выезжает в муниципалитет. На территории объектов она может сказать: «присваивайте себе статус ресторана, вы развитые, можно перейти в другую категорию». Таким образом, получается сохранить право работы, несмотря на то, что определенные рестораны находятся на территории, которая, по мнению муниципалитета, должна обеспечивать интересы жителей.

В любом случае, баланс по «наливайкам» будет требовать внимания и мониторинга ещё в 2025 году.

Ранее, Алла Матюшкина поделилась впечатлениями от премии «Владимирский бизнес-2024», прошедшей 4 декабря в гостинице «Владимир».