Как я столкнулась с мошенниками. История от первого лица

Владимирка рассказала о том, как мошенники жестоко манипулируют людьми

icon 18/11/2025
icon 19:17

© Сгенерировано в Шедевруме

Сгенерировано в Шедевруме

Каждый день в социальных сетях мы видим новости о том, как мошенники обманывают россиян. Схемы злоумышленников с каждым годом становятся всё изощрённее и изощрённее, однако у большинства людей хотя бы раз пробегала мысль: "ну нет, со мной этого произойти не может".

Так же думала и я, пока не попалась на "удочку" (прим.: далее повествование будет вестись от первого лица).

Я Свеженцева Анна. Главред СИ "ИА "Владимирские новости". Сегодня я хочу рассказать историю одного моего испорченного вечера, которая стала для меня важным жизненным уроком. Зачем я это делаю? 

Во-первых, чтобы вы не повторяли моих ошибок.

Во-вторых, чтобы у вас было понимание, что мошенники - "не лыком шиты", и прекрасно знают, на кого и как надавить, а потому, следует понимать, что стать их жертвой может не только ваша 80-летняя бабушка или 11-летний брат, но и вы.

В-третьих, предупреждён - значит вооружён. Я расскажу вам подробно о схеме, с помощью которой преступники хотели украсть мои деньги или того хуже, заставить меня совершить какие-то страшные преступления, например, поджечь общественное место или что-то в этом роде.

Начнём по порядку.

Откуда они это знают?

Вечер. Рабочий день окончен. Я занимаюсь своими домашними делами. Тут раздаётся звонок. Что не мало важно: звонок с РОССИЙСКОГО номера. 

- Анна Сергеевна, в связи с вашим обращением по вам недавно была совершена проверка ФНС. У вас оборот по картам сильно превысил ваши налоговые отчисления за прошлый год. Сможете подойти завтра в офис?

Я сказала, что смогу и положила трубку, но в душе моей закрались смутные сомнения. Почему? (Возможно, что сейчас мои объяснения будут выглядеть как попытка оправдаться, и в некотором роде это действительно будет так, но для того, чтобы вы понимали, на какие ухищрения идут преступники, я буду объяснять вам каждое своё действие).

1. За несколько дней до злосчастного звонка я действительно обращалась в налоговую. Откуда злоумышленники об этом узнали? Не знаю, ведь в соцсетях я не сообщала о своих действиях. Когда в последующем я обратилась в полицию, принимавшая у меня заявление сотрудница рассказала, что им звонят с подобными заявлениями нередко, так как знают, что некоторые стражи порядка обязаны отчитываться о своих расходах/доходах/имуществе. Вполне вероятно, что преступники каким-то образом смогли отследить мои запросы, а там уж догадались, что я обращалась в налоговую.

2. Вариант превышения лимита тоже был вполне возможен. Сами понимаете, скинули деньги родственницы, перевела мама, пришла стипендия и т.д. Только потом я поняла, что их слова - полный бред. Ну ведь если бы у налоговой действительно были бы ко мне вопросы, меня бы проверили и без всякого моего обращения, верно? Верно. Почему я не подумала об этом тогда? Нервы, эмоции.

На этом эпопея не кончилась.

Раздались ещё несколько звонков. Преступники знали мой СНИЛС и ИНН (что мне тоже все-таки кажется подозрительным, хотя с другой стороны, в сети можно наверняка найти всё что угодно и на кого угодно при большом желании). У меня - страх, истерика. У них - успокаивающие фразы. Как итог - я назвала им код от якобы приложения "Банкирос" (правильное название: Banki.ros). Спойлер: код оказался фикцией - то есть, они сами прислали сообщение с ним. Выглядело оно следующим образом: 

df4f3a81-ce1a-4af7-bbdb-eff6734bfdfe

И тут же мне приходит сообщение от "Госуслуг" (якобы "Госуслуг") о том, что мой аккаунт взломан и...в состоянии лютой паники я по нему позвонила. И тут началось...

Вы спонсируете терроризм

Позвонить по этому номеру - было большой ошибкой, загубившей мне весь вечер, обеспечившей мне бессонницу на ближайшую ночь, но, к счастью, не ставшей фатальной (да-да, тоже спойлер, в моём случае всё кончилось своеобразным "хэппи эндом"). 

Сначала звонок от якобы сотрудника Госуслуг. Запугивания, что в мой аккаунт зашли в Харькове. Потом звонок от лже-сотрудников Росфинмониторинга и Центробанка. Сообщения о том, что я якобы пыталась перевести деньги на спонсирование РДК* (экстремистский и террористический батальон, воюющий на стороне ВСУ). Потом звонок от фейкового сотрудника ФСБ и угрозы уголовным делом. И только в этот момент во мне что-то щёлкнуло.

Понимаете фокус: их постоянные звонки и запугивания ввели меня, честно, в состояние лютейшей паники, а паника - злейший враг здравого смысла. Удивительно, но только в состоянии колоссального стресса почему-то у меня "включилась голова" и я поняла, что общаюсь с преступниками.

Что было дальше?

Обращение в полицию. Смена всех паролей на сайте Госуслуг. Консультации со специалистами банков. 

К моему счастью, доступ к моему аккаунту на портале Госуслуг мошенники не получили, но при общении с ними я сообщала им о себе определённые персональные данные, из-за чего риски для меня всё же есть. К счастью, за счёт того, что никаких кодов преступники не получили, им не удастся похитить мои деньги и направить их на спонсирование экстремизма, но всё равно не исключён риск, что моими данными преступники могут воспользоваться для оформления микрозаймов, в связи с этим я предприняла определённый ряд действий, чтобы себя обезопасить. Что сделала я и что нужно будет сделать вам, если вы окажетесь в подобной ситуации:

1. Обязательно проверьте можете ли вы войти на сайт Госуслуг. Если нет - вам срочно нужно восстановить доступ к своему аккаунту. Настоятельно рекомендую вам сразу же, как только стало понятно, что вас пытаются взломать, позвонить на горячую линию портала. Она круглосуточная. Номера следующие: 8 800 100-70-10 и 115.

2. Как только зайдёте на сайт Госуслуг - смените пароль, проверьте, ваши ли номер телефона и электронная почта привязаны к аккаунту, а также завершите все сессии, кроме текущей.

3. Проверьте, не было ли подозрительных действий в вашей учётной записи. Обращайте особое внимание на разрешения, выданные банкам и микрофинансовым организациям, кредитным бюро. Если вы заметили подозрительную активность - свяжитесь с этими организациями, и сообщите, что заявления подавали не вы.

4. Запросите на портале Госуслуг список бюро кредитных историй, хранящих кредитные сведения о вас. Закажите в БКИ отчёты (это можно сделать бесплатно 2 раза в год). ВАЖНО! По словам специалистов кредитных бюро, с которыми я общалась, наиболее достоверную информацию о том, какие кредиты на вас оформлены, можно узнать, запросив свою КИ спустя 3 дня после факта общения с мошенниками.

5. Подайте заявление в МВД. Сообщите стражам порядка всё о том, что с вами произошло, передайте им всю имеющуюся информацию о мошенниках. Так они смогут расследовать происходящее и помочь вам, если вам причинят материальный ущерб и/или оформят на вас микрозайм.

Запомнить раз и навсегда

Скорее всего то, что я вам сейчас скажу, покажется банальным, но пожалуйста, запомните мои слова.

1. Никогда никому не называйте каких-то кодов! Чтобы вам не говорили, как бы вас не убеждали. Нет, нет и ещё раз нет!

2. Перепроверяйте информацию. Вам сказали, что звонят из ФНС? Звоните в ФНС. Сказали, что звонят из прокуратуры? Звоните в прокуратуру.

3. Никогда не верьте угрозам. Возбуждение уголовного дела - это не секундное дело, и уж точно стражи порядка не будут вам звонить, в особенности - в социальных сетях.

4. Всегда перепроверяйте сообщения. Если вы присмотритесь к сообщению с "кодом", которое я прикрепила выше, то заметите много нюансов. Увы, я на низ внимания не обратила в силу своего нервного состояния. Официальное название приложения "bankiros.ru", мне же сообщение пришло с кодом от "Банкирос". Более того, то самое "уведомление от Госуслуг" пришло с адреса электронной почты, привязанного к Google. 

5. Не скачивайте никакие приложения и не переходите ни по каким ссылкам! Если вы общаетесь с мошенником по видеосвязи - ни в коем случае не включайте демонстрацию экрана.

6. САМОЕ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО! Не паникуйте! Не поддайся я панике, поняла бы, что общаюсь с мошенниками намного раньше.

Они знают, что делают

Самое отвратительное и опасное во всей ситуации, связанной с мошенничеством - это подготовленность злоумышленников. Они знают, когда позвонить, кому позвонить и что сказать, чтобы довести человека до практически бессознательного состояния.

Разберём мою ситуацию: они продумали, когда мне позвонить - в тот период, когда я интересовалась темой налогов; они знали, что начинать полноценные преступные действия следует только тогда, когда я впаду в состояние истерики и отчаяния; они применяли технику "эмоциональные качели" - то убеждали, что всё будет хорошо, то запугивали, чтобы "расшатать психику". Окажись я человеком менее эмоциональным и нервным, уверена, они бы выбрали тактику "нападения" и стали бы жёстко давить.

Возможно, вы надо мной посмеётесь, но поверьте - мошенники знают как подобрать "ключики" к своим жертвам. Они знают, когда надо позвонить, что надо сказать и как вас довести до такого состояния, что вы не замечаете самых глупых и очевидных вещей. 

Пожалуйста, будьте бдительны! Поделитесь этим материалам со своими родными. Берегите друг друга!