Экс-министр здравоохранения Владимирской области заявил в суде, что ему подбросили деньги
Янин заявил в суде, что ему подбросили деньги
© "Владимирские новости"
9 февраля в Октябрьском районном суде состоялось очередное заседание по делу бывшего министра здравоохранения Владимирской области Валерия Янина. Напомним, экс-чиновника обвиняют в превышении должностных полномочий при премировании сотрудников Александровской районной больницы — заведующей отделением ультразвуковой диагностики Лолахон Сайфиддиновой и заведующего отделением реанимации Сергея Ломыша.
На прошлом заседании свое выступление закончил гособвинитель, а вчера слово перешло стороне защиты. Ключевым моментом процесса стало заявление самого Янина о том, что обнаруженные у него деньги (100 тысяч) в день задержания ему подбросили.
По словам подсудимого, 11 декабря 2024 года он находился в здании регионального минздрава. Позже к нему в кабинет зашла и.о. главврача Александровской районной больницы Галина Митрофанова, они пообщались, Янин вышел в подсобное помещение. Когда мужчина вернулся, они с сотрудницей обменялись парой слов и она ушла. Сразу после этого в помещение вошли сотрудники ФСБ.
«У Митрофановой 100 тысяч не брал и конверта не видел. Мне сейчас так кажется, что, когда я выходил из подсобного помещения, она мне положила конверт с деньгами на стол. Когда я вернулся, она собиралась уходить, вышла и тут же зашли сотрудники полиции», — рассказал Янин.
Он подчеркнул, что в тот день никто не должен был передавать ему деньги. Обычно о таких встречах заранее предупреждали по телефону. Реакцию на произошедшее бывший министр описал как шоковую.
Янин: «Я понял, что она (Митрофанова) по их (правоохранителей) указанию эти деньги мне подбросила»
Адвокат: «Вы им объясняли, что деньги не ваши и что их подбросили?»
Янин: «Я пытался объяснять, но вы понимаете...Если все так случилось, чего бы я не объяснял, меня уже никто слушать не будет»
При этом в кошельке у Янина также находились 100 тысяч рублей, которые, по его словам, он планировал внести на погашение кредитных обязательств. Подсудимый подробно рассказал и о самом задержании, которое прошло, «как в тумане»: сотрудники составляли акты, пересчитывали деньги, изъяли еще 6 тысяч евро. Валерий Янин пояснил, что столь большая сумма, отложенная на черный день, находилась в кабинете для последующей передачи долга Сайфиддиновой. Подсудимый утверждает, что деньги (по 20 тысяч каждый месяц) получал от нее в долг. Что касается второго фигуранта эпизода, заведующего реанимацией Сергея Ломыша, подсудимый отметил, что лично у него денег не просил.
Чиновник рассказал, что необходимость занимать деньги возникла в период его работы в Александрове. Зарплата там была ниже в два раза, чем на предыдущем месте работы (гравврачом в Мытищах). Он возглавил АРБ в апреле 2021 года, при этом полтора года жил в Мытищах и ежедневно ездил на работу. Служебную квартиру получил только спустя полтора года — без мебели и оборудования, которые пришлось приобретать за свой счет. Также он признал, что пользовался служебным автомобилем для поездок домой. Прокуратура сочла это нарушением, после чего Янин оформил кредит на 500 тысяч рублей и возместил расходы.

При этом значительную часть средств приходилось тратить на так называемые представительские нужды. По его словам, однажды Сайфиддинова заметила его подавленное настроение и поинтересовалась причиной. Он рассказал о финансовых трудностях. В ответ она предложила ему войти в ее бизнес (медицинскую компанию) и совмещать административную работу с врачебной практикой. Янин отказался, пояснив, что для этого требуется разрешение департамента, которого у него не было. После этого он попросил у нее деньги в долг. По словам Янина, учет расходов он вел в отдельном файле, который хранился на флешке.
Сайфиддинова согласилась передавать ему по 20 тысяч рублей ежемесячно. Конкретные сроки возврата изначально не оговаривались. В тот период он рассчитывал на повышение зарплаты и компенсацию расходов на жилье, однако этого не произошло.
Позднее, уже после назначения министром в ноябре 2023 года, он решил вернуть часть долга и передать Сайфиддиновой 300 тысяч рублей. Однако служебное жилье ему снова не предоставили, пришлось арендовать квартиру, а представительские расходы, по его словам, остались высокими. В связи с этим он попросил ее продлить договоренность.
По словам Янина, их отношения с заведующей отделением ультразвуковой диагностики носили не только служебный характер. Они были ровесниками, общались на профессиональные и личные темы, занимались научной работой. Он также помогал дочери сотрудницы с оформлением регистрации в Мытищах для поступления в ординатуру и консультировал по вопросам обучения.
Отдельно Янин подробно рассказал о личных расходах, связанных с работой. По его словам, он регулярно оплачивал за собственные средства воду, чай, кофе, канцтовары и другие хозяйственные мелочи.
«Представительские расходы есть у каждого руководителя. Воды, кофе, чай, ручки, блокноты. Всё покупалось за свои деньги», — пояснил он.
Среди крупных затрат он назвал организацию видеоролика о работе. На съемки в 2023 году он потратил 22 тысячи рублей. В 2022 году, по просьбе департамента, он самостоятельно покупал лекарства для медиков, направленных в зону СВО, на суммы 15 и 17 тысяч рублей. Уже в должности министра он также приобрел за 70 тысяч рублей нейрохирургический налобный светильник для врачей. Кроме того, за собственные средства он покупал венок для возложения 9 Мая, занимался стиркой занавесок в кабинете, а также участвовал в сборе средств на кофемашину для медиков. Деньги на нее частями передавала экономист больницы Оксана Боброва, а техника временно хранилась в подсобном помещении — ее планировали отправить с очередным гуманитарным «караваном».
Адвокат уточнил у подсудимого, приобретались ли им «Шапки Мономаха», носки и другие вещи, и имеют ли эти покупки отношение к делу. Валерий Янин заявил, что данные расходы не связаны с его служебной деятельностью. По его словам, носки были куплены во время рабочей поездки. Тогда ему купила их Ольга Добрынина, однако воспользоваться ими он не успел — вспомнил о покупке только вечером. Позже, как отметил экс-чиновник, Добрынина сказала, что переводить ей деньги за покупку не нужно.
Покупки сувениров в виде «Шапки Мономаха» он также назвал личной просьбой знакомого, с которым вместе учился. По словам подсудимого, мама этого человека коллекционирует хрусталь, и знакомый попросил привезти изделие стоимостью не дороже 30 тысяч рублей. Покупку, как пояснил Янин, забрала Баусова, а знакомый впоследствии рассчитался с ней своими средствами. В ходе заседания также отмечалось, что в рамках следствия у Баусовой были изъяты чеки, которые, по словам Янина, отражают все произведенные по этим эпизодам расходы.
Гособвинитель уточнял: Сайфиддинова отрицала, что передавала Янину деньги в долг. Подсудимый предположил, что на нее могло оказываться давление, поскольку ранее она также была задержана. Всего, как сообщил подсудимый, он возместил ей 270 тысяч рублей.
Говоря о предъявленных обвинениях, бывший министр отверг наличие личной выгоды:
«Я руководствовался только интересами работы. Никаких корыстных целей не преследовал»
Заседание также отметилось изменениями в составе защиты. Теперь интересы Янина представляют два адвоката — Филипп Багрянский и Михаил Овчинников.
