Павел Санаев: «Современная литература страдает бессмысленностью»
©
Российский писатель, актёр, кинорежиссёр, сценарист, переводчик Павел Санаев провел со своими владимирскими читателями творческую встречу. На ней автор провел презентацию своей еще невыпущенной книги «Хроники раздолбая» вторая часть.
- Почему выбран такой формат встречи?
- До этого я пробовал формат встречи вопрос-ответ от читателей. Но, как показала практика, вопросы заканчиваются уже минут через двадцать, а остальное время, отведенное нам, приходится мучительно придумывать темы для разговоров. А в этом формате встречи я могу не только познакомить вас со своей еще не вышедшей книгой, но заинтересовать вообще своим творчеством.
- То есть такой формат выбран чтобы увеличить количество читателей «Хроников раздолбая»?
- Отчасти так. Многие знают меня по «Плинтусу», поэтому и пришли посмотреть на меня, как на автора этой книги. А тут получается своеобразный сюрприз. Он еще и другие книги написал.
- Почему «Хроники раздолбая» были разделены на две части? Это специальный маркетинговый ход?
- Вообще это было условие издательства, что моя книга должна выйти через определенное количество времени после «Плинтуса». Но, поскольку «Хроники» это очень большая история, захватывающий приличный срез времени, то было принято решение разделить книгу на две части.
- Это разделение пошло на пользу книге или наоборот, повредило ей?
- Признаюсь, я очень долго колебался, делить книгу на две части ли нет. Я понимал, что если книга не взлетит, то писать продолжение уже не будет смысла. Но в итоге этот промежуточный финал пошел на пользу всему замыслу в целом. За это время изменилось мое понимание жизни и литературы.
- О каких изменениях идет речь?
- Раньше я верил, что книга может менять общество. Что можно людям дать идею и они изменятся в массовом порядке. Такое наивное детскоезаблуждение у меня было. Сейчас я понимаю, что это невозможно. Люди меняются только под влиянием жесточайших внешних обстоятельств, и то не до конца. Писатель может биться головой об стену и пытаться изменить взгляды общества, но это невозможно.
- Есть конкретный пример?
- Книга Ремарка «На западном фронте без перемен». Книгой зачитывалась вся Германия. Казалось, что вся Германия понимает, как ужасна война. А через несколько лет эту книгу сожгли под известными знамёнами и Германия ринулась в войну в очередной раз.
- Зачем тогда писать книгу, если не верить, что можно изменить общество?
- Я понял, что книги пишут, чтобы дать опору каким-нибудь отдельным людям, которые поймут, до которых дойдет, а не пытаться поднять неподъемное.
- Вы известный современный автор. А сами читаете современную литературу?
- Большинство современной литературы это ад. Это абсолютная бессмыслица, наполненная водой. Я не понимаю этого насилия над мозгом. Читайте научно-популярную и мотивационную литературу!