Что такое социальное предпринимательство и с чем его едят?
©
Сегодня на заседании Общественной палаты города Владимира обсудили внедрение социального предпринимательства на территории областного центра.
«У нас в палате есть разные направления, которые мы стараемся охватывать, в том числе и вопросы бизнеса. У нас есть комиссия, которая помогает и бизнесу, и власти. Мы собрали круглый стол, чтобы понять, что такое социальное предпринимательство и с чем его едят. Закон новый, мы хотим разобраться. Может быть что-то нас не устраивает и нам надо понять, как реализовывать организационную работу», - сообщил Федор Лавров, председатель Общественной палаты Владимира.
Задачи стандарта, разработанного «Опорой России» - создание в регионе системы соцподдержки предпринимательства. Предлагается в школах и вузах рассказывать о социальном предпринимательстве, чтобы они могли создавать проектную деятельность. Что касается практики, то самый простой пример - продать за небольшие деньги учебники тем, кто в них нуждается.
Этот стандарт пока является только предложением, а не системой обязательных документов. Юридической силы для регионов он не имеет и никаких материальных стимулов городу Владимиру, в случае его принятия, не даст, отметили представители Общественной палаты.
На заседании было отмечено, что изначально идея была другая - дать возможность некоммерческим организациям зарабатывать. Среди особых критериев для социального предприятия выделяют:
- трудоустройство ущемлённых слоев населения;
- реализацию товаров этих слоев населения (если 50% их продукции);
- соцуслуги или оборудование, которое упрощает жизнь этих людей;
- предприятие должно занимается решением социально-значимых проблем, есть утверждённый перечень, по которому решается, подходит ли деятельность решения этих проблем как социально-значимых.
В организациях поддержка предпринимателей - это создание бизнес-инкубаторов, публикации в СМИ, раздача грантов и премий, встречи с успешными предпринимателями соцсферы, проведение стажировок для студентов.
Большой блок затрагивает и ресурсное обеспечение социальных проектов. В стандарте прописано, что для этого нужно. Федеральный проект «Опора России» разработал карты «Доброго бизнеса». Это те предприятия, которые часть прибыли отдают на безвозмездную поддержку.
Также на заседании привели пример, что установку лавочек с рекламой можно назвать также социальным предпринимательством, поскольку выигрывает и население, и бизнес.
На встрече рассказали, что для предпринимателей необходимо проводить семинары и оказывать им помощь, разрабатывать льготы в этом направлении, а также помогать с обеспечением рынка сбыта. Например, оказывать поддержку соцпредпринимателям в размещении их продукции на определенных полках, как это уже делается в Москве.
Во Владимирской области уже пять лет проводятся слеты предпринимателей-инвалидов. По проекту совсем скоро должен появится список таких бизнесменов, но сложность заключается в том, что из 50 кейсов только примерно два смогли бы соблюсти все требования закона.
К тому же в регионе слишком мало предприятий, обеспечивающих занятость инвалидов. Производства малые и не имеют статусов отдельных хозяйствующих субъектов.
Касаемо производства услуг, это направление еще развивается, но исполнителями услуг зачастую являются общественные организации, а не ООО, подчеркнули на заседании.
Программ по поддержке социального предпринимательства еще нет, поэтому никто не заинтересован, заключили специалисты. Возможно, такая помощь появится после того, как социальные предприниматели появятся как класс, но пока для решения этого вопроса требуется время.
Во Владимире еще одна проблема заключается в том, что здесь нет Центра инноваций в социальной сфере, который мог бы координировать все процессы, направленные на развитие социального предпринимательства, сообщили специалисты.