В новый учебный год - без стресса и волнений. Советы мамы шестерых детей Марии Шпилевич

icon 31/08/2020
icon 14:30

© Фото из личного архива Марии Шпилевич

Фото из личного архива Марии Шпилевич

Завтра школьники отметят День знаний и начнут новый учебный год. Волнение накануне 1 сентября, как правило, переполняет и детей, и взрослых. Как справиться со стрессом, настроиться на позитивную учебу и переступить школьный порог с улыбкой, мы спросили у педагога-психолога, многодетной мамы Марии Шпилевич.

Мария по основному образованию – учитель иностранных языков. Из шестерых детей у Марии трое – школьники. Мария в 2016 году выиграла общероссийский конкурс «Успешная мама», а в 2017 году – «Человек года» в Ярославле, а затем стала тренером проекта «Мама-предприниматель».

- Мария, у вас есть собственная методика, которую вы рассказываете родителям на консультациях. Как вы к ней пришли?

- Мой проект родился из обычного разговора на кухне. Я с коллегой - Александрой Виноградовой – обсуждала, почему дети не хотят в школу, откуда там берется столько негатива, и самое главное, как получать именно тот результат, который хочет семья. И мы решили поделиться своим видением. Мы провели первый бесплатный мастер-класс для родителей, чтобы рассказать им, как работает система образования, что в школе можно и не нужно делать. На том нашем разговоре было 40 человек взрослых. С этого момента начался проект «Наука не мука. Школа не приговор».

- Как же донести до детей и взрослых, что школа не приговор?

- Наша позиция однозначна – здесь нужно начинать с родителей. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, - есть такая поговорка. Те ценности и приоритеты, которые обсуждаются в семье, дети приносят в школу. Не нужно нагнетать негатив, который рождаются в родительских чатах, в головах и сплетнях, которые ходят про учебный процесс.

- Обычно ребенок боится не справиться с множеством задач…

- И не надо. Родителям нужно подумать об одной приоритетной задаче на ближайший год. Повторюсь – одну на год! Не надо ученику навешивать миллион заданий. Сразу уйдут негатив, страхи, появится мотивация к учебе. Тогда ребенок понимает, зачем он ходит в школу.

- Приведите пример...

- Пример. Я рекомендую во втором классе, если нет физических отклонений, поставить задачу  – перевести ребенка на самостоятельное выполнение домашних заданий. Весь год надо постепенно приучать его делать «домашку» от самого начала и до конца самостоятельно. Попробуйте - учиться становится легко. Так и говорим - мы перешли во второй класс, чтобы научиться делать уроки самому, а родители теперь не будут сидеть над учебниками, а только проверять готовое. И не нужно бояться, что ребенок не справится. Практика показывает, что успеваемость из-за самостоятельности не падает, а наоборот растет.

- Как вы думаете, что еще добавляет нервозности накануне 1 сентября и как с этим бороться?

- Меня очень удивляет суета перед началом учебного года. Родители скупают оптом канцтовары! Я считаю, это «привет» из Советского союза, когда надо было закупиться раньше остальных, а то потом не купишь. Сейчас же все доступно! В нашей семье мы покупаем необходимый минимум, а затем - все что нужно – докупаем по необходимости в течение года.

- А как настроиться на учебные будни, если психологически не очень получается?

- Психологический настрой – это важно. Но и организм нужно подготовить. Советую привыкать к режиму дня:  чтобы первую неделю ребенок пораньше ложился и пораньше вставал. Так мы избежим состояния «разбитого корыта». Режим дня закроет многие тревоги. Тем более, что первая неделя – она тоже «привыкательная».

- Что нужно обязательно сделать 1 сентября?

- Подарить ребенку праздник и позитивные эмоции. В нашей семье – есть традиция: мы обязательно устраиваем чаепитие с тортом в честь нового учебного года.

- Давайте поговорим о внешкольной деятельности. Сейчас же многие родители стараются записать свои чад сразу в несколько кружков и секций, благо выбор сегодня большой. Как не перегрузить ребенка?

- Есть совершенно четкие критерии школьной и внешкольной загруженности. На сайте Роспотребнадзора есть даже рекомендованные часы в цифрах по каждому возрасту.  

Если говорить родительских языком – оптимально водить ребенка на одно занятие кружка в день. Недопустимо, если ученик после школы занимается сразу английским, ментальной арифметикой и скорочтением в один день. В неделю оптимальный вариант – ходить через день. Трижды в неделю, даже если эти занятия разные. И главное - у ребенка должны быть свободные часы на улице, когда ребенок гуляет!

И еще одна рекомендация - посвятите один выходной в неделю отдыху. Чтобы у школьника не было в этот день ни кружков, ни домашних заданий. Например, берем воскресенье – и просто в этот день не думаем об учебе.

- А вы одобряете посещение нескольких кружков одновременно? Или лучше посвятить себя чему-то одному?

- Что касается разнообразия – вы можете одновременно ходить на лепку, плавание и шахматы. Ребенку с 5 до 14 лет нужно дать попробовать разные виды деятельности. В Германии этот подход называется ранней профориентацией. У маленького человечка появляется опыт, на который он может потом опереться при выборе профессии. Мы категорически против, если ребенок ходит заниматься через «не хочу», но родители настаивают. Очень часто такое происходит с музыкой. Если ребенок, спустя 2 года занятий, решил, что это не его, не стоит насильно водить на занятия до получения аттестата. Когда как не в детстве попробовать себя в разных сферах. Спокойно меняйте кружки  - и он обязательно к чему-нибудь прикипит душой и будет с удовольствием заниматься. И негатива сразу станет меньше – и в общеобразовательной школе – и после нее! Счастливого учебного года!