Больные ВИЧ во Владимирской области рассказали, как борются со смертельным диагнозом
© На фото Светлана Котельникова и Дмитрий Смирнов
Существует стереотип, что ВИЧ болеют только асоциальные люди. Так ли это на самом деле? Как уберечь себя от смертельно-опасного диагноза? Какова жизнь с положительным ВИЧ-статусом? Наш корреспондент посетил центр СПИД, пообщался с инфекционистом и двумя пациентами, которые рассказали, как они заболели. Подробности в репортаже Евгения Павлова.
Нашу первую героиню зовут Светлана Котельникова. Она живет с ВИЧ уже 23 года. Сейчас ей 41 год. О своем диагнозе она узнала в 18 лет. Женщина признается, что в юности принимала наркотики. Запрещенные вещества вводила внутривенно. Одновременно Светлана встречалась с парнем, который тоже сидел на игле.
«Молодая была, попала не в ту компанию. Определить способ заражения невозможно. Либо через иглу, либо от своего парня. Когда мне объявили диагноз, я рыдала три дня, ничего не ела, не пила. Лежала на кровати лицом к стене и не вставала. Я прекрасно понимаю людей, которые бурно восприняли свой диагноз. Я испытала то же самое», - прокомментировала Светлана Котельникова.
Если сейчас антиретровирусную терапию пациенты получают сразу, то 20 лет назад её назначали при клинических проявлениях. Среди таких больных оказалась и Светлана.
«Иммунные клетки должны были достичь минимального уровня. Никакие лекарства мне сразу не выдали. Я продолжала жить обычной жизнью. Отказывалась верить в свой диагноз, внушала себе, что я не больна, что все это не правда. Так длилось до тех пор, пока мой организм окончательно не разрушился. Я даже попала в больницу. Костный мозг перестал вырабатывать лейкоциты, упал гемоглобин», - уточнила Светлана Котельникова.
Светлана признается, что ВИЧ-инфекцией заболела не только она, но и её родной брат. В свое время он отказался от прохождения терапии. Из-за отсутствия должного лечения обычное ОРВИ обернулось тяжелыми осложнениями. У парня поднялась температура до 40-ка градусов, которая больше не спала... Он умер.
Светлана тоже отказывалась от антиретровирусных препаратов долгих 14 лет. Она дошла до 4-ой стадии заболевания. Женщина совершенно случайно узнала о некоммерческой организации «Алый парус». Там оказывают помощь людям с социально-значимыми заболеваниями. Среди них пациенты с положительным статусом ВИЧ, наркотической или алкогольной зависимостью. Они получают необходимые для себя консультации и психологическую поддержку. Директор «Алого паруса» сам отвез Светлану к врачу, чтобы девушка не погибла.
«Мы оказываем содействие людям, которые узнали о положительном статусе ВИЧ. Наши консультанты рассказывают новым заболевшим свои истории, как они это пережили, происходит обмен опытом. Чаще всего люди не знают, что им делать, как жить дальше. Мы гарантируем абсолютную конфиденциальность. Не редко помогаем восстанавливать документы, устраиваем людей в больницы для получения лечения, помогаем доехать до центра СПИД», - прокомментировал Дмитрий Смирнов, руководитель Владимирской областной общественной организации «Алый парус».
С того момента Светлана Котельникова получает терапию на протяжении 7-ми лет. Все лекарства нужно принимать строго в определенное время. Интервал действия медикаментов от 12 до 24 часов. Препараты блокируют вирусные ферменты и не дают им размножаться, и иммунная система восстанавливается.
Сейчас Светлана хорошо себя чувствует и болеет простудными заболеваниями даже реже, чем люди с отрицательным статусом ВИЧ. Теперь она сама проводит консультации с инфицированными и оказывает им любую посильную помощь. Недавно женщина вышла замуж. Её супруг тоже заражен чумой 21 века. Они вместе принимают антиретровирусные препараты. Больше всего на свете молодожены мечтают родить здорового ребенка.
Такое желание вполне осуществимо. Как нам сообщили в центре профилактики и борьбы со СПИД, ВИЧ-инфицированные супруги, которые получают терапию, действительно могут иметь здоровых детей. Если пара дискордантная, то есть один из партнеров заражен, а второй нет, перед зачатием необходимы консультации не только инфекциониста, но и гинеколога.
Всего за время существования ркгионального СПИД-центра родилось более 1276 здоровых младенцев и 68 детей, которые заразились вирусом от своих родителей. Как говорят врачи, риск инфицирования ребенка есть всегда. Чтобы этого избежать, нужно выполнять рекомендации медиков.
«Женщина в период беременности обязана принимать антиретровирусную терапию. Родоразрешение в таких случаях проводится в особых условиях. Кроме того, ВИЧ-инфицированной матери категорически запрещено кормить ребенка грудью. А ещё малыш некоторое время должен получать определенную микстуру. При соблюдении всех требований риск рождения ВИЧ-инфицированного малыша составляет не более 1,5%», - пояснила Галина Степанова, врач-инфекционист областного центра борьбы и профилактики со СПИДом.
Нам удалось пообщаться ещё с одной пациенткой владимирского центра СПИД. Её зовут Антонина Кротова. Женщина борется с ВИЧ на протяжении одного года. Она даже не представляет, как могла заразиться. По её словам, мужу не изменяла. К счастью, у супруга антител к вирусу иммунодефицита в крови не обнаружено. О наличие опасного диагноза у себя Антонина узнала, когда после тяжелого ОРВИ начали выпадать волосы.
«Я боялась, лишний раз взять расческу в руки, каждый раз снимала с себя половину шевелюры. Страх облысеть подтолкнул меня обратиться в кожно-венерологический диспансер. Меня проверяли на все, что можно: от ВИЧ до сифилиса. Результат анализа на сифилис пришел сразу - отрицательный, а на ВИЧ я узнала через две недели. Положительно! Не поверила в диагноз и послала всех медиков куда подальше», - поделилась историей Антонина Кротова.
Через полгода женщина все-таки пересдала кровь, и результат снова оказался положительным. Тогда она встала на учет в областной центр борьбы и профилактики СПИДа. В отличие от Светланы, Антонина начала терапию сразу. В начале терапии женщина наблюдала нежелательные явления от лекарств.
«Я каждый день мучаюсь головными болями, быстро утомляюсь, чувствую постоянную сонливость, у меня перепады настроения. Адаптация к лечению происходит только через несколько месяцев. Я уже полгода на терапии, но все равно плохо себя чувствую. Многие ВИЧ-инфицированные просто отказываются от приема лекарств, потому что не выдерживают», - прокомментировала сквозь слезы Антонина Кротова.
Из-за сильных головокружений пациентка не может сосредоточиться на работе. По словам женщины, врачи пока не рекомендуют другие препараты. На побочные эффекты в начале лечения пожаловалась и Светлана Котельникова. Она призналась, что ей не раз меняли схему лечения.
«Один препарат мне не подошел. Оказалось, что у меня на него аллергия. Появилась на теле сыпь, были недомогания. Только все это можно пережить. Раньше, когда, как таковой терапии не было, заболевшие были готовы принимать любые лекарства, чтобы подольше пожить», - прокомментировала Светлана Котельникова.
Как говорят специалисты центра борьбы и профилактики со СПИД, все медикаменты имеют второстепенные явления. Однако все последствия можно ликвидировать или свести к минимуму. Самое главное – это вовремя начать терапию, чтобы избежать прогрессирования вируса. При отсутствии лечения жизнь пациента может оборваться уже через 3-4 года.
По словам врача-инфекциониста Галины Степановой, у чумы 21 века различают два штамма: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Как известно, подхватить заразу можно через кровь или половым путем. Второй способ – самый распространенный. Лучшая защита своего здоровья - презерватив или отказ от незащищенного полового акта. К слову, больше всего вирусом иммунодефицита заражаются жители от 35 до 44 лет.
«В основном болеет народ, который ведет активную половую жизнь. Не стоит думать, что заражаются только наркоманы и люди с низкой социальной ответственностью. За полгода я не видела не одного опустившегося человека, который бы бросился в глаза. Все обычные люди», - поделилась наблюдениями Антонина Кротова.
Как сообщила врач-инфекционист Галина Степанова, за девять месяцев текущего года количество ВИЧ-инфицированных в регионе составило 360 человек, а умерших 98. Среди зараженных: 208 мужчин и 152 женщины.
А вот данные предыдущих лет. В 2020 году в губернии заболели 413 человек, из которых умерли 132 пациента. В 2019 количество заболевших составило 613 человек, а умерших 146.
Всего в России выявлено около миллиона пациентов с ВИЧ, и это только по официальным данным. В среднем на двести человек приходится один инфицированный. Таким образом, можно сделать вывод, что почти в каждом многоэтажном доме есть пациент с положительным ВИЧ-статусом.
В завершении встречи доктор и обе наши героини обратились к читателям «ВН». Мнения каждой из них отличаются, но все призывают быть осторожными со своими партнерами. Вот, что они сказали:
"Будьте аккуратны в своих связях. Все об этом знают, но не все включают мозг. Берегите себя в общественных местах и на улице, не ходите с открытыми ранами. Не бойтесь сдавать анализы! Если же вы все-таки инфицированы, бегите в СПИД-центр за помощью! Помните, умышленный отказ от терапии — это самоубийство!», - обозначила свою точку зрения Антонина Кротова.
«Предохраняйтесь. Даже если доверяете партнеру, нужно проверяться у врача хотя бы раз в полгода. Люди, которые утверждают, что ВИЧ их не коснется, и при этом пренебрегают барьерной контрацепцией, очень часто заболевают. Если же все-таки заразились, не пугайтесь. Жизнь на этом не заканчивается», - оставила свое мнение Светлана Котельникова.
«ВИЧ-инфекция – это не приговор. К ней нужно относиться, как к хроническому заболеванию с постоянным приемом препаратов. Когда пациент получает антиретровирусную терапию, качество его жизни улучшается, а продолжительность увеличивается», - пояснила Галина Степанова, врач-инфекционист областного центра борьбы и профилактики со СПИДом.
Автор: Евгений Павлов