На фоне новых санкционных ограничений, обвала национальной валюты и рекордного роста ипотечных ставок российский рынок недвижимости погрузился в состояние неопределённости, местами переходящей в стагнацию. Что происходит с ценами на жильё? Каковы рыночные тенденции и перспективы? Представители владимирских агентств недвижимости, с которыми связалась наша редакция, дали свои ответы на эти вопросы.

ЦЕНЫ

"На самом деле, цены на недвижимость растут уже полтора, а то и два года подряд", - говорит директор владимирского агентства "ПентХаус" Владимир Пичугин. - "Любой кризис в теории должен завершаться снижением цен, но ситуация с пандемией показала, что на практике так бывает не всегда".

Однако, как ни странно, растут не только цены. Со второй половины прошлого года, на 30 процентов к состоянию 2020-го вырос спрос на жильё, притом и на первичном, и на вторичном рынках. Но примерно с этого же периода "вторичка" столкнулась с ощутимым дефицитом предложения недвижимости. Правда, данный факт не стал неожиданностью для риэлторов. "На рынке есть спрос и не так много предложений. Это рынок продавца. Когда за счёт увеличения спроса и уменьшения количества предложений растёт цена - это естественный и закономерный рост." - пояснила директор агентства недвижимости "Квартирный ответ", эксперт Надежда Павлова

Впрочем, по словам Павловой, в сегменте новостроек складывается более занятная ситуация. Ведь квартиры в новостройках покупают не всегда для того, чтобы жить там. Когда рынок активен и рост цен происходит в пределах нормы, покупка такой квартиры может стать грамотным вложением средств. Некоторые инвесторы делают так: сперва делают полный ремонт, и только затем продают жилище. И это с учётом того, что квартиру в новостройке можно приобрести по программе государственной поддержки или семейной ипотеки. "Выгода получается очень приличная, практически в 2 - 2,5 раза от первоначальной стоимости." - резюмирует Надежда Павлова.

ЕЩЁ РАЗ О ДЕФИЦИТЕ

Между тем, рынок новостроек также столкнулся с проблемой дефицита предложения. В немалой степени этому способствовало появление ещё в 2019 году системы эскроу-счетов. Деньги с такого счёта застройщик может снять только после того, как выполнит свои обязательства перед покупателем. Внедрение данной системы позволит говорить о проблеме обманутых дольщиков в прошедшем времени, но в кризисной ситуации продавцы не спешат открывать продажи новых жилых комплексов на таких условиях - как ни крути, велики риски остаться с носом и стремительно обесценивающимися деньгами. Конечно, в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) выбор новостроек шире. Но и цены - тут мы опять возвращаемся к ним - не те, что в провинции.

ИПОТЕКА

Долгие годы стабильный спрос на жильё обеспечивался доступной ипотекой. Цифры здесь говорят сами за себя: 70 процентов сделок по покупке жилья происходят с привлечением ипотечных средств. Но рекордный рост ставок фактически парализовал рынок ипотеки в стране. Россияне не рискуют брать ипотечный кредит под 18 процентов, не говоря о 26. 

"О чём тут можно говорить, если даже у "Сбербанка" с 1 марта ипотечная ставка достигает двузначных чисел?" - задаёт риторический вопрос Владимир Пичугин.

Пичугину вторит и Надежда Павлова:

"Мы все не готовы к этим цифрам даже морально. По раннее одобренным кредитам банки продолжат выдачу ипотеки под прежние уже одобренные процентные ставки. А дальше - неизвестно. По таким ставкам желающих оплачивать ипотеку много не будет".

ПЕРСПЕКТИВЫ 

В свете подобных сокрушительных новостей призывы сохранять спокойствие и выдержку, на первый взгляд, выглядят несуразно. Эксперты же советуют всем, кого касаются события на рынке жилья, ближайшие два месяца посвятить наблюдению и анализу ситуации. Однако, риэлторы призывают не тянуть с покупкой недвижимости тех, кто планирует сделать это в обозримом будущем. Ибо ждать снижения цен на жильё в нынешних условиях - максимально наивно.

А вот спрос, особенно на вторичную недвижимость, да ещё и без ипотеки, вне всяких сомнений обвалится. 

"На рынке останутся покупатели с наличными средствами, или с программами государственной поддержки. Их будет значительно меньше, чем сегодня. А это значит, что теперь каждому нужно будет привлекать своего покупателя и бороться за него", - заключила Надежда Павлова.