Михаил Сперанский: жизнь и реформы (часть I)
© Портрет М. Сперанского работы А. Мюнстера
Этой публикацией мы открываем цикл статей о нашем великом земляке – государственном деятеле и юристе Михаиле Михайловиче Сперанском. Ближайший сподвижник Александра I и один из воспитателей Александра II, мудрый государственный деятель, «отец» российской юридической науки… Наконец, смелый реформатор, во многом не понятый современниками, но снискавший заслуженное уважение и почёт уже после жизни. Его имя сегодня знакомо каждому изучающему историю школьнику – но мы расскажем о Сперанском более подробно, нежели в учебнике.
Родился Михаил Михайлович (тогда ещё Богданов) 12 января 1772 года, в селе Черкутино. Сразу отметим интересный факт: по старому стилю его дата рождения приходится на 1 января, то есть на самое начало года. Совпадение очень символичное – в области государственного управления и юриспруденции Сперанскому была уготована судьба настоящего первооткрывателя. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Отцом Сперанского был священник и черкутинский благочинный Михаил Васильевич. Он служил в храме Николая Чудотворца, что располагался в поместье будущего графа Салтыкова. Мать реформатора Прасковья занималась бытом и домашним хозяйством. Кроме Михаила, – самого старшего ребёнка, – в семье было ещё пятеро детей, но двое из них умерли в младенческом возрасте.
По сохранившимся до наших дней сведениям, Михаил рос слабым и болезненным. Играм во дворе он предпочитал чтение книг, а общению со сверстниками – беседы со слепым дедом по отцовской линии Василием, бывшим настоятелем сельской церкви. Храм юный Миша посещал, конечно, с малых лет. И именно религия, учитывая происхождение, должна была стать главным делом его жизни. Должна была. Но не стала.
Панорама села Черкутино - малой родины Михаила Сперанского
В 1780 году Мишу отдают учиться во Владимирскую духовную семинарию. Кстати, именно тогда он получает свою фамилию, ставшую знаменитой на весь мир. Всё благодаря родному дяде, который образовал её от латинского spero – «я надеюсь». В семинарии юноша был вынужден годами зубрить наизусть немыслимое по нашим меркам количество текстов по философии, богословию и точным наукам. Но Сперанский, выражаясь языком юношей современных, «вывез». И спустя 8 лет, как один из лучших учащихся, отправился продолжать учёбу в Петербург. В Александро-Невскую семинарию.
На новом месте Михаил Сперанский ещё активнее погружается в науку. Его любимым предметом становится философия. Блестяще овладев французским языком, Сперанский зачитывается трудами просветителей - Вольтера, Дидро, Кондильяка… Не отстаёт любознательный молодой человек и в освоении других дисциплин. Успехи в учении приводят к тому, что в 1792 году 20-летнего выходца из черкутинской глухомани уже назначают преподавателем. За три года Сперанский успел прочесть студентам курсы по красноречию, математике, физике и философии!
Первое сближение Сперанского с имперской государственной машиной происходит в 1795-м: по протекции митрополита Гавриила юноша становится домашним секретарём князя Алексея Куракина. Интересный факт: Сперанский, поступая на службу, смог за одну ночь составить деловые письма одиннадцати разным адресатам, на объяснение краткого содержания которых ушёл целый час. Помимо своих прямых обязанностей, Михаил Михайлович занимался воспитанием и обучением сына и племянника князя Куракина. В дальнейшем, сын занял должность сенатора, а племянник – должность министра народного просвещения Российской империи.
Алексей Борисович Куракин (1759 - 1829)
Отметим, что за добросовестный труд Куракин щедро отблагодарил домашнего секретаря. Став генерал-прокурором, князь «забрал» его в свою канцелярию заниматься делопроизводством. Таким образом, в 25-летнем возрасте Сперанский становится титулярным советником, а ещё через два с половиной года – статским, то есть чиновником пятого класса. Стремительное продвижение по карьерной лестнице!
Именно в эти годы окончательно формируется либерально-реформаторское мировоззрение Сперанского. Оказавшись в системе государственной власти, он осознал необходимость довольно серьёзного её переустройства. Конечно, при вспыльчивом и непрогнозируемом Павле о таких преобразованиях в России даже мечтать было опасно. Но, как ни цинично будет выглядеть наше суждение, с гибелью «царя-самодура» и воцарением мечтавшего о кардинальных реформах Александра I звёздный час Михаила Михайловича пробил.
Через неделю после восшествия нового властителя, Сперанский в возрасте 29 лет становится статс-секретарём Дмитрия Трощинского. Последний занимал аналогичную должность при самом императоре. Уникальные способности выходца из деревни Черкутино проявляются и на новой должности. Спустя каких-то четыре месяца нашего великого земляка приближают к так называемому «Негласному комитету» советников Александра, готовивших реформу управления страной и учреждение министерств. В одном из которых – министерстве внутренних дел – в июне 1802 года Сперанский возглавляет отдел подготовки проектов государственных переустройств.
Столь стремительное и серьёзное возвышение в известном смысле расковывает Сперанского. Им готовится серия записок, в которых общественно-политическое положение России характеризуется с немыслимой по тем временам дерзостью. К примеру, в работе «О коренных законах государства» Сперанский пишет:
«…я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».
Удивительно, но подобный тон вдохновляюще повлиял на императора Александра. Сперанский получил возможность продолжать свою работу. И в 1803 году работа эта ознаменовалась первым крупным успехом – при активнейшем содействии нашего героя выходит указ, известный под названием «О вольных хлебопашцах». Впервые в российской истории крестьяне получили возможность уходить «на волю», да ещё и с земельным участком. Скажем прямо – за 55 лет действия указа таким образом было освобождено лишь 1,3% крестьян. Но главное - он послужил прообразом последующей отмены крепостного права.
В 1806 году происходит личное знакомство Михаила Сперанского с императором. Ещё через год реформатор начинает сопровождать Александра в его поездках, в том числе на Эрфуртский конгресс, где производит мощное впечатление на делегацию Наполеона. С этого момента Сперанский на пять лет становится ближайшим сподвижником главы российского государства. И, конечно, пытается использовать свой головокружительный взлёт на благо преобразования страны.
Наполеон и Александр I на конной прогулке в окресностях Эрфурта
Бесспорно, Сперанский опережал своё время. Возможно, именно по этой причине воплотить в жизнь удалось совсем немногое из разработанных им идей. Кстати, мысль о созыве Государственной Думы и проект Конституции, которая должна была ограничить всевластие самодержца ещё в начале XIX века, также принадлежат Сперанскому.
Но и то, что удалось сделать, выглядит солидно.
Именно Сперанский явился идеологом создания в 1810 году Государственного Совета – единого законодательного и совещательного центра при императоре, в котором сам Михаил Михайлович занял должность госсекретаря (по сути – второго человека в государстве). Этот орган просуществовал до Февральской революции 1917-го, а его работа оказывала серьёзное влияние на внутриполитические процессы в империи.
Именно Сперанский чётко определил полномочия и устроение каждого из министерств на втором этапе соответствующей реформы. Да, сегодня эти структурные подразделения работают во многом на тех принципах, которые заложил наш великий земляк.
Централизация государственного аппарата, координация монаршей власти с региональной, разработка принципов организации местной власти – поразительно, но это тоже дело рук и светлой головы Сперанского.
По свидетельству историка Владимира Калиновского, «Михаил Михайлович сделал многое, чтобы каждый чиновник соответствовал решению насущных государственных задач». И это не просто слова. Так, с подачи Сперанского в 1809 году выходит указ, по которому для получения гражданских чинов от коллежского асессора и выше было необходимо наличие университетского диплома. Тем же, кто получил свои чины в предшествующие годы, предписывалось сдать экзамен.
Кстати, принципы организации и воспитания в небезызвестном Царскосельском лицее были разработаны тоже Сперанским. Само учебное заведение по замыслу реформатора должно было стать самой настоящей «школой чиновников». Но наибольшую известность учебное заведение получило как школа Пушкина и Салтыкова-Щедрина. Так что косвенно Сперанский оказал значительное влияние и на ход развития русской литературы.
Наконец, именно Михаил Михайлович являлся автором «Устава духовных училищ», по которому система духовного образования существовала вплоть до краха монархии в России. Меры финансовой поддержки богословских учебных заведений – в том числе, направление доходов от продажи церковных свечей – позволили уже к 1814 году получить капитала в 25 миллионов рублей. Между тем, успешно управлять финансами у Сперанского получалось и в государственных масштабах: к концу своего первого «хождения во власть» для интенсификации процесса наполнения казны неутомимый государственный деятель предлагает…ввести налог на дворянские имения! И предложение было поддержано Александром I.
По-видимому, сия мера и стала последней каплей в чаше терпения многочисленных и недалёких сановников. Которых уже не один год раздражал ненавистный выскочка из низов. Сперанского, как сказали бы сегодня, начинают усиленно «валить». Поначалу император пытался сопротивляться потоку грязи, беспочвенных обвинений и клеветы, лившихся на государственного секретаря. Но после встречи с известным историком Николаем Карамзиным, передавшим Александру своеобразный манифест консерваторов – «Записку о древней и новой России» – дни Сперанского во власти были, в любом случае, сочтены.
«Скажем ли, повторим ли, что одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи, и коих благотворность остается доселе сомнительной.», – Н. М. Карамзин, выдержка из «Записки о древней и новой России».
Выдающийся историк и мыслитель Николай Михайлович Карамзин
17 марта 1812 года Сперанский был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород. Откуда 15 сентября был «этапирован» в Пермь. Казалось, это конец.
О том, как сложилась судьба Михаила Михайловича Сперанского дальше, мы расскажем вам в следующей статье…