К 80-летию Великой Победы: Герой Советского Союза Александр Шорников
К 80-летию Великой Победы: Герой Советского Союза Александр Шорников

© Герои страны
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой Герой…
За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, высокого звания Герой Советского Союза были удостоены 11 657 человек, почти треть от этого числа - посмертно.
В канун 80-летия Великой Победы «Владимирские новости» участвуют в масштабном проекте, посвященном памяти героев Великой Отечественной войны. В десяти областях Центрального федерального округа наши редакции рассказывают о подвигах своих земляков. Мы продолжаем серию публикаций с рассказом об уроженце города Вязники Владимирской области, Герое Советского Союза Александре Сергеевиче Шорникове.
Пилот гражданского воздушного флота
Александр Шорников родился 31 октября 1912 года в городе Вязники ныне Владимирской области в семье рабочего. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал на фабрике. В 1933 году окончил авиационную школу пилотов Гражданского воздушного флота (ГВФ) в Тамбове. Работал лётчиком в Грузинском управлении.
Особые грузы для фронта на американском самолете «Дуглас»
На фронтах Великой Отечественной войны Шорников воевал с июня 1941 года. Летал в качестве командира воздушного корабля гражданского воздушного флота в Харьковской, а затем Киевской авиационной группе особого назначения на самолёте ПС-84. Это было обозначение американского самолёта «Дуглас DC-3», который выпускался в СССР по лицензии. В 1942 году самолет получил наименование Ли-2. Авиагруппа выполняла особые боевые задания днем и ночью и в любых метеорологических условиях.
Транспортный самолет Шорникова перевозил грузы особого назначения, боеприпасы, раненных бойцов и командиров. Переправлял десантников в тыл врага и сбрасывал листовки. Отважный летчик был награждён двумя орденами Красного Знамени.
Перелет из Шотландии в Москву на английском бомбардировщике
В январе 1943 года Шорников был в составе группы советских лётчиков, командированных в Великобританию для освоения бомбардировщиков Armstrong. 200 таких машин было запланировано перегнать в СССР. Задача была очень сложной. Путь проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море. И все это в зоне действия немецких истребителей.
Александр Шорников был командиром самого первого экипажа в ночь с 2 на 3 марта 1943 года, который вылетел с авиабазы Эррол в Шотландии.
Через девять часов полета самолет сел на Внуковском аэродроме в Москве. В течение марта-апреля перегнали еще 12 английских бомбардировщиков. Самолеты подвергли тщательным испытаниям и выяснили, что британские машины значительно уступают по лётным и эксплуатационным качествам советским отечественным дальним бомбардировщикам. Перегонку самолетов остановили.
Секретные рейсы для Тегеранской конференции
Очень важное и секретное задание капитан Шорников со своим экипажем получил летом 1943 года. Он обеспечивал подготовку к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США. Его самолет перевозил в Иран большое количество офицеров и солдат Советской Армии, представителей посольств, разведчиков, группы обеспечения, переводчиков и необходимые для этих целей грузы.
Народный Герой Югославии
Особо отличился Александр Сергеевич при выполнении специальных заданий командования в 1944 году по доставке в расположение Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) оружия, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. На обратном пути на транспортных советских самолетах вывозили раненых и больных партизан.
Когда Верховный штаб НОАЮ подвергся нападению крупных сил германских десантных подразделений, экипаж майора Шорникова 4 июня 1944 года смог совершить посадку в горах на небольшой площадке. За два рейса он вывез в безопасное место весь руководящий состав штаба во главе с маршалом Тито и членов военных миссий.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство майору Шорникову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
Александр Сергеевич до конца войны летал в составе Авиационной группы особого назначения (АГОН) под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.И. Щелкунова. Самолеты обеспечивали боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии.
Шорников был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Ему было присвоено звание Народный Герой Югославии.
Память о Герое сохранена в его родном городе Вязники
После войны Александр Сергеевич продолжал службу в ВВС, был заместителем командира одного из транспортных авиационных полков. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1957 - Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). В 1957 года вышел в отставку в звании подполковника.
Шорников жил в Москве, работал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации СССР. Скончался 18 ноября 1983 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Память о Героя сохранена. В городе Вязники его именем названа улица, на Аллее Боевой Славы установлен памятный стенд.