
Монашество, тюрьма, канонизация. Тяжкий жизненный путь владыки Афанасия
60 лет назад на могиле владимирского святого владыки Афанасия поставили памятник

© Сообщество "Храм Прп.Киприана Стороженского д.Сторожно" в ВК
13 августа 1965 года по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия I на могиле епископа Афанасия (Сахарова), бывшего викария Владимирской епархии с титулом епископа Ковровского, был поставлен памятник с большим мраморным крестом и надгробной надписью.
Сегодня, спустя 60 лет, предлагаем вам вспомнить жизненный путь преосвященного Афанасия.
УФСИН России по Владимирской области / Сергей Логинов
Преосвященный родился 2 июля 1887 года в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, но вырос во Владимире в семье надворного советника. Окончил Шуйское духовное училище, а затем - Владимирскую и Московскую семинарии.
12 октября 1912 года будущий епископ был пострижен в монашество. 14 октября он стал иеродиаконом, а 17 - иеромонахом. С 1913 года Афанасий стал преподавателем Владимирской духовной семинарии, а в 1914 -
вступил в Православное братство святого благоверного великого князя Александра Невского.
В 1920 году иеромонах был назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире с возведением в сан архимандрита, а в 1921 - назначен настоятелем в Боголюбский монастырь. 10 июля 1921 года по благословению Патриарха Тихона был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, а потом начались репрессии...
Епископ Ковровский Афанасий впервые был арестован в марте 1922 года. Во Владимире состоялся показательный суд по обвинению в пропаже церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре. Он был приговорен к одному году заключения, но освобожден по амнистии. 15 июля 1922 года епископ Ковровский вновь арестован, а 22 июля освобожден. В сентябре 1922 года он опять арестован, помещен во Владимирскую тюрьму.
В заключении возникла удивительная в литургическом смысле служба Всем русским святым. 10 ноября 1922 года в одной из камер Владимирской тюрьмы впервые было совершено празднование Всем русским святым по исправленной службе, пишут «Бренды России».
Осенью 1922 года епископ Афанасий (Сахаров) во время своего первого ареста в 17-й камере Владимирской тюрьмы встретился с рядом единомысленных с ним почитателей только что восстановленного праздника. Сам владыка Афанасий называл имена 11 человек, это были: архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), впоследствии митрополит Ташкентский; архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), впоследствии Тверской; епископ Вязниковский Корнилий (Соболев), впоследствии архиепископ Свердловский; епископ Суздальский Василий; игумен Московского Чудова монастыря, впоследствии архимандрит Филарет; московские протоиереи Сергий Глаголевский и Николай Счастнев; священник Сергий Дурылин; правитель дел Высшего Церковного Управления Петр Викторович Гурьев; московский миссионер Сергей Васильевич Касаткин и иподиакон архиепископа Фаддея – Николай Александрович Давыдов, впоследствии священник в Твери). По свидетельству Владыки Афанасия, этим собором арестантов "после неоднократных оживленных бесед об этом празднике, о службе, об иконе, о храме во имя сего праздника, было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, напечатанной в 1918 г.", а также "была высказана мысль о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во 2-ю неделю по Пятидесятнице, но по желанию и в другое время и не обязательно в воскресный день".
В феврале 1925 года после трех лет заключения епископ Ковровский Афанасий вернулся во Владимир на «церковное деление». А в начале января 1927 года его вновь арестовали по обвинению «в принадлежности к группе архиереев, возглавляемых митрополитом Сергием», направили в Московскую внутреннюю тюрьму. И снова этапы, тюрьмы и лагеря.
С апреля по сентябрь 1936 года он вновь находился во Владимирской тюрьме. По обвинительному заключению ему было вменено в вину, что он является одним из создателей и активных участников контрреволюционной организации «истинно православной церкви», в основу деятельности которой положили антисоветскую платформу «ссыльного епископата».
В 1939 году епископ Афанасий указывал, что у него, «...человека верующего и служителя церкви, нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения».
В своих воспоминаниях епископ Афанасий писал: «27 июня (по старому стилю) 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении - 2 года 9 месяцев; на свободе, но не у дел - 2 года 8 месяцев; в изгнании - 6 лет 7 месяцев; в узах и горьких работах - 21 год 11 месяцев». 28 октября 1962 года епископ Афанасий скончался.
К 1998 году владыка Афанасий был реабилитирован по всем делам, по которым его судили, начиная с 1922 года. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Афанасий Ковровский был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских, был канонизирован и причислен к лику святых. Он один из почитаемых святых среди осужденных.



