Заложники закона и безденежья мэрии. Как во Владимире жители пяти домов оказались на пути расширения улицы Чапаева
© Фото: Роман Костоправов
Строительство четырехполосной дороги на улице Чапаева, которую городские власти запланировали еще в 2009 году, упирается в пять нерасселенных частных домов. Их жильцы ходят мыться к родственникам, имеют удобства на улице и фактически не могут отремонтировать свою недвижимость. Глава города Андрей Шохин на пресс-конференции 28 декабря прошлого года почти обвинил их в жадности, но при этом так и не прояснил перспективы расселения.
«Когда мы начинаем расселять, сами знаете, во что обходится. /…/ Когда оценщики говорят: «Стоит столько», а собственник, что в пять раз дороже. Тогда начинаются судебные решения. Сейчас мы будем прорабатывать варианты», - порассуждал в тот день Андрей Шохин.
Но вот сами жители корреспонденту «Владимирских новостей» сказали буквально следующее.
«А за дома ничего не предлагают. С нами никто не связывался, никто нас не вызывал»
История с расширением улицы Чапаева, которая должна обеспечить удобный проезд жителей юго-западных микрорайонов на проспект Ленина, началась в 2009 году, когда Совет народных депутатов принял новый генплан города, а в бюджете на 2012-2013 годы было заложено необходимое финансирование.
Дорога длиной 700 метров должна выпрямиться и стать четырехполосной. Сейчас две ее полосы совершают два поворота, чтобы обогнуть пять частных жилых домов №№21, 23, 25, 27 и 29.
yandex.ru/maps
«Нас рассели – убытки. Дорогу строй – убытки».
Выкуп именно этих домов, судя по высказыванию Андрея Шохина, является главным препятствием на пути к транспортному счастью для тысяч жителей новостроек.
В 2011 году власти города бодро взялись за решение проблемы. Глава администрации Андрей Шохин в июле-октябре 2011 года подписал постановления об изъятии земельных участков и домов у законных владельцев, назначил провести оценку.
«Вот этот дом [№6] ломают, им дали по 2,5 млн рублей. Его уже расселили. Мы, конечно, понимаем, что здесь будут строить [новый] дом. Двухподъездник восьмиэтажный. Мы, конечно, не раскатываем губу, что 2,5 млн нам за земельные участки, но и не 500 же тысяч», - рассказала одна из жительниц частного дома на Чапаева про соседний двухэтажный дом №6.
«Если бы дом строили на нашем месте, выгода какая-то была бы. Дорога-то – это одни убытки. Нас рассели – убытки. Дорогу строй – убытки».
Но после изъятия участков все встало. Недвижимость у граждан так и не выкупили, а денег ни на проект дороги, ни на ее строительство не нашли.
«Но все говорят, что нет на нас денег»
В 2012 году истек срок актуальности отчетов об оценке, а в 2014 году и предусмотренный законом срок действия постановлений об изъятии собственности.
В 2016 году граждане начали борьбу за снятие обременения со своих земельных участков. Из городской администрации последовали отказы. Городские власти все еще писали о том, что частные дома по улице Чапаева находятся в створе новой дороги.
Последовали обращения в прокуратуру и в администрацию президента. В 2017 году городские чиновники сдались. В бюджете на 2017-2019 годы денег на дорогу так и не нашли, пришлось признать, что предусмотренные законом три года истекли, земля должна вернуться гражданам.
«Земельные участки опять в собственности у нас. Но все говорят, что нет на нас денег. Шохин что сказал? Что очень много просят»
«Ползут пять километров в час. А вечером обратно то же самое»
Планы по строительству дороги были вновь озвучены на пресс-конференции Андрея Шохина 28 декабря 2021 года.
«Сейчас будем делать проект и проезд», - сказал градоначальник.
И это не удивительно. Осенью 2021 года, наконец, открыли движение по развязке Чапаева-Сперанского, которая без нормального выезда на проспект Ленина лишь спровоцировала огромные пробки.
«Эту вот развязку сделали. С семи до пол десятого здесь не видно, где фары начинают светить, где кончаются. Пробка страшная. Ползут пять километров в час. А вечером обратно то же самое».
«Они сказали, ремонт не делать, никакой»
Жителей домов беспокоят не только планы по расселению, которое никак не может состояться, но и непонимание того, что им делать сейчас. Они ни ремонт не могут затеять, ни бытовые проблемы решить.
«Приходил оценщик. И еще какой-то мужчина приходил. Вот у меня видите часть дома какая облезлая? Они сказали, ремонт не делать, никакой. Потому что ваши затраты в полном объеме никто не вернет. И вот у кого крыша течет, у кого фундамент развалился. И вот с 2011 года мы ничего не делаем. Сказали бы нам, что ломать нас не будут. Что же мы, ремонты не стали бы делать. Конечно стали бы. И вот туалет можно было бы в дом провести и водонагреватель поставить, чтоб помыться. А то ведь мы ходим кто куда. Я вот к сестре хожу мыться. У нас туалеты на улице, воды горячей нет».
Наиболее инициативные пытаются обивать пороги чиновников, чтобы прояснить свою судьбу. Но внятных ответов пока получить не могут.
«Я у Шохина была в 2020 году в декабре. Он и разговаривать со мной не стал. Он даже не посмотрел. Кинул на меня взгляд, на мое приветствие. Он даже дома наши на плане найти не смог, пока ему Сысуев пальцем не ткнул».
Дважды жителей домов собирали риэлторы из двух агентств недвижимости, но оба раза ничего из этого не выходило. Собрав сведения и обнадежив граждан, риэлторы исчезали.
«Деева нам говорила, у вас тут оазис, а мы в каменных мешках живем. А я говорю, давайте меняться, вы в мой оазис, а я в ваш каменный мешок».
Об изменениях в своем положении жители подлежащих сносу домов узнают из СМИ. С 2011 года из администрации города никто и ничего конкретного с ними не обсуждал.
В администрации города Владимира на официальный запрос «Владимирских новостей» о перспективах расширения улицы Чапаева ответили неопределенно. Прежде, чем приступать к строительству, необходимо актуализировать градостроительную документацию, провести оценку и изъятие земли и домов и подписать соглашение с собственниками. Если собственники не согласятся с ценой, то через 90 дней можно будет подать в суд.
После решения вопроса с изъятием земли нужно будет изыскать 8 млн рублей на разработку проекта строительства.
Роман Костоправов