Достопримечательности Владимирской области: Центр традиционной Мстерской миниатюры
© tourism33.ru
Поселок Мстёра имеет широкую известность благодаря уникальному промыслу, которым издавна занимались его жители – иконописание.
Созданию мстёрской школы иконописания содействовал и Богоявленский монастырь. Вероятно, промысел зародился в Богоявленской слободе (с XIX в. – Мстёра) в конце XVII-начале XVIII вв.
Иконописание было доходным делом. Поэтому за «освобождение» в 1861 г. граф Панин, который к этому времени был здесь основным землевладельцем, назначил мстёрским крестьянам огромную сумму – 300 тысяч рублей.
Среди иконописцев формировалось свое разделение труда и специализация. Были виртуозные мастера, сохраняющие лучшие традиции древнерусской живописи. Среди них – так называемые «старинщики», которые занимались имитацией и подделкой под старинные иконы, а также реставрацией старых икон.
Образ Пресвятой Богородицы Владимирский
Развитие фабричного производства окладов для икон в конце XIX в. делало продукцию более массовой и дешевой, но подрывало творческие начала иконописания. Во Мстёре появилось две большие фабрики, принадлежавшие В.С. Крестьянинову, с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу.
В начале XX в. промысел резко пошел на спад. После 1917 г., когда рушились привычные представления о жизни и религии, врывались новые формы быта, иконописцы стали искать другие возможности применения своего мастерства. В 1923 г. иконописцы Н.П. Клыков и А.И. Брягин содействовали образованию артели «Древнерусская народная живопись». В 1931 г. возникает новая артель «Пролетарское искусство», мастера которой выработали собственный подход к лаковой миниатюре.
Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется, в частности, в условности композиций – ярусность построения, равномасштабность фигур, объединение разновременных событий. Еще одна ее особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры разнообразны: исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты и даже сцены из повседневной жизни.
В годы Великой Отечественной войны большинство мастеров ушло на фронт. После войны промысел переживал трудный период. Только в 1960-1970-е гг. на фабрике «Пролетарское искусство» началось возрождение традиций и поиск новых направлений в развитии художественного искусства.
В 1994 г. фабрика была реорганизована, а с 20 мая 1998 г. организован Производственный кооператив «Центр традиционной Мстёрской миниатюры» (ПК ЦТММ).
О широкой известности мстёрских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний.