Начальник отдела противоэпизоотических мероприятий и ветеринарно-санитарной экспертизы: Проблему с АЧС можно решить только общими услиями
©
Африканская чума свиней продолжает захватывать районы Владимирской области. По последним данным случай этого заболевания зарегистрирован в Радужном. О мерах борьбы с этим серьезным заболеванием рассказал Шепилов Василий, начальник отдела противоэпизоотических мероприятий и ветеринарно-санитарной экспертизы.
- Когда появилось это опасное заболевание во Владимирской области?
- Первые вспышки этого заболевания были зарегистрированы на территории 33 региона в 2007 году. С тех пор каждый год мы регистрируем несколько случаев этого заболевания. Причем с каждым годом оно захватывает все больше районов нашего края. В 2017 году распространение инфекции осложняется все большей несознательностью заводчиков свиных хозяйств. Они зачастую не выдерживают установленные сроки карантина и нарушают порядок утилизации зараженных трупов животных.
- Откуда появилось это заболевание?
- На самом деле у этой инфекции "говорящее" название. Этот вирус не местный. Во времена Советского союза не регистрировались подобные случаи. Первые упоминания о нем появились в 70х года. Южный вирус быстро распространился по территории России. Проблема в том, что полностью его ликвидировать невозможно. С наступлением весенне-летнего периода, когда увеличивается внутренняя миграция животных и населения, вирус захватывает новые участки.
- Почему до сих пор не найден способ борьбы с ним?
- Главная проблема вируса АЧС в том, что у него сложный, изменчивый возбудитель. Не существует вакцины от вируса. Заболевшие животные подлежат полному уничтожению. Только так на сегодняшний день можно бороться с его распространением.
- Раз уж мы заговорили об уничтожении поголовья свиней. Вам известно, что некоторые заводчики свиней, считают, что заболевание в их подсобных хозяйствах появилось из-за проведенной вакцинации?
- Я ознакомился с открытым письмом жительницы Собинского района. Ее обвинения полностью беспочвенны. Никто не заинтересован в том, чтобы это опасное и неизлечимое заболевание распространялось по территории Владимирской области. Чаще бывает так, что сами предприниматели нарушают все санитарные нормы. Конкретно эта женщина не зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, а значит она не может давать никаких гарантий на свою продукцию.
- Возмещают ли убытки пострадавшим фермерам?
- Мы выплачиваем компенсацию пострадавшим фермерским хозяйствам. Сумма равна средневзвешенной цене при закупке сырья за кг. Фактически мы полностью компенсируем убытки. Конечно, есть недовольные. Кто-то рассчитывал продать свою продукцию дороже. Но, пока мы не можем предложить ничего другого.
- Возможен ли дефицит свинины в нашем регионе?
- Такой проблемы нет и быть не может. У нашей области есть заключенные договоры с регионами, где подобной проблемы нет. Так же есть местные фермерские хозяйства, которых не затронула данная проблема. Они и будут главными поставщиками свиного мяса в 33 регион.
- Какая профилактическая работа ведется для борьбы с распространением АЧС в нашей области?
- Мы напечатали и раздали в органы местного самоуправления 14 тысяч памяток о мерах профилактики этого заболевания. Проводим так же выездные мероприятия. Эту проблему нельзя решить в одиночку. Только совместными усилиями можно прекратить распространение вируса АЧС. Вы представьте: по данным института ветеринарии распространение этого заболевания продвигается со скоростью 300 километров в год. Уже в Омской области были зафиксированы случаи падежа поголовья свиней из-за АЧС.
- Какие меры предусмотрены местным законодательством за нарушение санитарных норм, которые могут привести к распространению вируса?
- К сожалению, жестких мер не предусмотрено в действующем законодательстве. Что такое административный штраф в 500 рублей, если было отгружено больше 200 килограмм инфицированого мяса. Я вижу решение этой проблемы в усилении контроля над учетом, регистрацией животных. Думаю, западный опыт стал бы для нас хорошим примером. Там, если ты купил животное, ты обязан поставить его на контроль. У нас, пока, этого нет.