Какая участь ждет владимирских бездомных собак

icon 28/04/2023
icon 15:00

© Фото: "ВН"

Фото: "ВН"

Животные для кого-то верные друзья, для кого-то же – источник проблем, грязи и шума. Не справляясь со всей ответственностью за лохматого, человек прибегает к страшному – выкидывает его на улицу, где из милого пушистика он превратится в грязного и даже опасного жителя улицы.

Бездомные животные – еще одна актуальная проблема для Владимирской области наряду с мусором, транспортом и дорогами. С приходом весны положение усугубляется: собаки объединяются в стаи, создавая явную угрозу опасности. Жалобы на бесхозных животных поступают с различных уголков региона. Речь идет не только об окраинах города, но в том числе и о региональной столице, где жалобы на бесхозных собак поступают со всех концов города: с улицы Строителей, Батурина, Вокзальной, Урицкого. 

Животные уже собираются в стаи. Чаще всего владимирцы видят по 3-4 особи вместе. На первый взгляд животные могут не представлять особой опасности, однако именно они входят в зону риска распространения бешенства. Владимирская область входит в топ регионов с неблагоприятной обстановкой по бешенству. В одном только районе Доброе за последние несколько месяцев три раза вводили карантин по этой причине. Заразиться собаки могут от диких лис и прочих лестных жителей. 

По сведениям из Госветинспекции, с начала года зафиксировано уже более 20 случаев нападения собак. Несколько лет назад отловом занималась частная компания в сотрудничестве с ветклиникой "Атлант". Тогда животных ловили, обрабатывали, стерилизовали, а по истечению 21 дня отпускали, как говорит Ветинспекция, их отпускали в место обитания. 

Насколько безопасно отпускать на волю даже обработанных животных – вопрос спорный. Как считают руководители местных приютов, сейчас бродячих значительно меньше. Однако даже после всех процедур собаки могут подвергнуться бешенству от лесных животных, в особенности лис. За начало этого года было зафиксировано 12 случаев нападения собак на людей, не хотелось бы, чтобы цифра становилась больше.

Совсем недавно депутаты предложили новый закон по борьбе с бездомными собаками. Согласно законопроекту, который уже 16 мая может быть рассмотрен Госдумой в первом чтении, умертвить животное можно «в случае необходимой обороны либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица». С одной стороны, это может сократить количество выделяемых средств из регионального бюджета на отлов, стерилизацию и вакцинацию. С другой же, непонятно, как именно будет проходить выявление признаков агрессии у животного.

Возникает вопрос, что делать, если собака напала? Как скоро приедут профессионалы, чтобы забрать их, сделают ли это вообще и какая судьба ждет животных, оставшихся без хозяев.

 

В первую очередь, четвероногий вынужден скитаться по улице в поисках тепла, еды и безопасного места. Увидев бродячее животное в жилых районох, люди в первую очередь могут вызвать на него отлов.

Во Владимирской области бесхозных животных после поимки отвозят в соседний регион – Московскую область. Почему туда? Отловом занимается московский индивидуальный предприниматель А.Н. Ротарь, ответил на наш запрос департамент Ветеринарии Владимирской области.

На время обработки – стерилизации, вакцинации- собак отвозят в приюты. Один из них находится в Пушкинском районе Московской области в деревне Рушиново. Через 25 дней животные все равно возвращаются на улицу – в прежнее место обитания, во Владимир.

Те, кому повезло чуть больше, попадают в местные приюты. Дела там лучше, чем на улице, кормят, заботятся, дают тепло, но все это стоит огромных средств и стараний тех, кому не все равно на братьев наших меньших. Муниципального дома для брошенных хвостатых, который спонсируется Правительством Владимирской области, на данный момент нет.

Как же реагирует власть на эту проблему? В середине февраля Александр Григорьев – исполняющий обязанности начальника Инспекции государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарии – заявил, что в этом году регион потратит 17 миллионов рублей на беспризорных животных. Сюда входит и отлов, и стерилизация, и вакцинация. На сегодняшний день из этих средств было потрачено уже 6 млн 256 тыс. рублей.

 

В прошлом году этим вопросом занимался «Центр ветеринарии» (г. Владимир, ул. Сакко и Ванцетти, д. 60) – частная компания.

В 2023 году сообщить о диких четвероногих можно также в Госветинспекцию. На данный момент за отлов бездомных животных отвечает «индивидуальный предприниматель из Московской области А.Н. Ротарь» - ответили «Владимирским новостям» на запрос в инстанции.

Основанная деятельность предпринимателя Ротаря Алексея Николаевича направлена на «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях», сообщается на сайте картотеки. Свое участие в розыгрыше контракта на оказание услуг в Московской области и Владимирской он начал в 2017 году.

После поимки животных отправляют в приюты, тоже следует из ответного письма.

Один из них находится в Пушкинском районе Московской области в деревне Рушиново. Пережив все процедуры (отлов, стерилизация, вакцинация), через 25 дней животные все равно возвращаются на улицу.

-«Исполнителем контракта отловленные на территории области животные без владельцев помещаются в приюты для животных не зависимо от их местонахождения… В соответствии с требованиями федерального законодательства отловленные животные без владельцев возвращаются на прежние места обитания. Поэтому отловленные на территории Владимирской области собаки не могут быть выпущены в других регионах, включая г. Москву» - сообщил Александр Григорьев.

Государственного приюта в городе и регионе до сих пор нет, хотя его строительство, по словам того же Григорьева не за горами. Долгое время не могли найти подходящий участок в черте города. Однако совсем недавно выбор был сделан. Будущий муниципальный приют будет располагаться на улице Мещерской. Когда он будет построен и его стены начнут принимать четвероногих – пока не понятно. Как сообщили в Госветинспекции, на нем даже уже были проведены проектно-изыскательные работы, а также подготовлены проект и смета для дальнейшей экспертизы.

-«Открытие приюта для животных зависит от сроков проведения капитального строительства, оснащения его необходимым оборудованием, инвентарем и расходными материалами» - сообщается в ответе на запрос «Владимирских новостей».

Участок находится в промзоне, где конкретно – мы не особо поняли. Однако можем сказать одно: жилых домов поблизости нет, а значит история «Валенты» точно не повторится, сам район находится достаточно далеко. Это и плюс и минус одновременно. 

Какие приюты для животных функционируют на данный момент в регионе и в каком они состоянии?

 

Центр животных «Валента»

Последние несколько месяцев владелица центра и активисты борются за его существование. Из-за близкого расположение к жилым домам на «Валенту» подали в суд.

На последних двух судебных заседаниях приюту предложили новый земельный участок на Огуречной горе, в поле, как говорит основательница Валентина Сокова. Такой расклад не устроил руководство центра, поэтому они приняли решение искать новый дом почти двум сотням собак самостоятельно. Подходящее место было найдено, но мешало одно – участок находится в промзоне, где по закону размещение приютов не предусмотрено. Нужны были поправки.

20 апреля поправки были одобрены Горсоветом Владимира. Новому дому «Валенты» быть. На новом участке есть забор с трёх сторон, два здания, в которых руководители приюта готовы сделать ремонт за свой счёт также, как и провести коммуникации.

Собаки же готовятся к скорому переезду. Сейчас волонтеры организовали сбор средств на медикамент для обработки от клещей.

«Дом северной собаки»

Когда-то они считались приютом, сегодня же все 200 с лишним собак являются подопечными Яны Ремизовой. Всех животных она расположила на своем участке под деревней Аксёново Петушинского района. Однако, несмотря на этот факт, власти до сих пор считают их приютом, из-за чего организация находится под вопросом закрытия. Идет судебное разбирательство.

Яна собирает брошенных северных собак по всей России: хаски, маламуты, лайки и другие. Содержать такую большую лохматую семью получается с трудом за счёт пожертвований и из личного кармана основательницы и волонтеров.

Для «Северных собак также остро стоит вопрос типа земли, где живут 200 с лишних собак. По словам основательницы, даже если поменять тип земли у них не получится, есть несколько запасных вариантов, которые помогут им отвоевать собак и оставить их под своей опекой до момента устройства в новую семью. Своих собак они не бросят.

«Хвосты»

Единственный муниципальный приют в городе Гусь-Хрустальный. При этом он, как и другие, существует за счет пожертвований.

До января этого года в учреждении были сотрудники, которым платили зарплату, на содержание животных выделялись деньги из администрации. Однако после выявления прокуратурой нарушений, всех работников сократили, а забота о 400 с лишним животных пала на плечи волонтеров.

Весна выдалась для «Хвостов» тяжелой. Из-за таяния снега собак пришлось спасать из здания и экстренно искать места передержки. Волонтеров совсем не хватало. Вернее, их почти не было.

Сейчас же положение медленно улучшается. Больше добрых рук стало приходить на помощь такому большому количеству животных, подключились даже школы.

Ситуация с приютами в области катастрофическая. Самые известные еле сводят концы с концами. Во многом еще держатся на плаву благодаря волонтерам и личным средствам основателей. Однако есть и те, кто держится из последних сил или и вовсе в скором времени прекратит свое существование.

«Атлант»

Еще три года назад приют имел статус ООО, штат ветеринаров насчитывал 30 человек. «Атлант» был единственным в городе, куда привозили животных после отлова по госзаданию. Сейчас же дела обстоят совсем иначе. Количество сотрудников сократилось до 9, а на заборе висит листок «Подброшенных животных не принимаем!!! – отпускаем».

По словам Татьяны Дроздовой, нового директора «Атланта», сейчас в приюте 9 собак и 27 кошек. Их после обработки три года назад должны были выпустить на свободу, но по гуманным соображениям оставили в стенах приюта. Все эти годы животных содержат за собственный счет: волонтеров, близлежащих школ и детских садов.

-«Брать других бездомных, а особенно щенков, не позволяет бюджет. Одна только стоимость вакцин выросла в несколько раз. Не у каждого найдутся такие деньги, а от государства помощи нет» - рассказывает директор «Атланта»

Из-за ухода ветперсонала пострадала и клиника. Как говорит директор приюта, сейчас лечебница не приносит таких доходов, как раньше. Поэтому придумали предоставлять платные передержки животных, которые неожиданно остались без крыши над головой.

-«Мы не живем, мы выживаем» - подводит Татьяна Александровна.

«Единство»

Он возник благодаря инициативе пенсионерки Татьяны Вениаминовны Малышевой. Сейчас под ее опекой находится более 60 животных, за которыми ухаживает сама владелица с мужем и волонтеры. В приюте нет ни одного сотрудника. По словам Татьяны Вениаминовны, содержание и уход за животными ежемесячно обходится в 20 тысяч рублей, сбор которых происходит через социальные сети.

Большинство собак живет на улице в вольерах, кошки же и несколько собак находятся на домашней передержке. Приехав по адресу, мы не обнаружили никого из владельцев. Возможно, они приходят лишь несколько раз в день, чтобы покормить животных и выгулять их.

«Последний шанс»

Частный приют, в котором деньги на содержание животных собирают всем миром. Помимо расходов на корм и коммунальные услуги, руководители просят помощи и в лечении четвероногих. «Последний шанс» единственный в городе с большим количеством животных-инвалидов.

А это значит, что им нужен постоянный уход и колоссальные средства. На сегодняшний день количество хвостатых, как и в других приютах региона, перевалило за 200.

Штатных ветеринаров в «Последнем шансе» нет. Приходится возить животных в городские клиники силами тех же волонтеров. С представителями СМИ волонтеры и организаторы приюта не особо идут на контакт.

Закрытие всех приютов приведет лишь к одному – хаосу в населенных пунктах по всей области. Люди уже боятся, что больше 1000 животных станут угрозой мирному существованию. Учитывая то, что в нашем регионе вспышки бешенства уже обыденность раз в квартал. Куда смотрят чиновники и почему во Владимирской области вопрос бездомных собак стоит остро – сложно сказать. То ли это негативная тенденция закрытия приютов по стране, как сказала Валентина Сокова, руководитель «Валенты», или же вина Правительства – остается только гадать и надеяться на улучшение ситуации.